Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 103. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях

1. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

2. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

3. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

4. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

5. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

6. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


<Статья 102 | Статья 103 | Статья 104>

Научно-практический комментарий:

Часть 1 комментируемой статьи определяет, какие леса относятся к лесам, расположенным на особо охраняемых при-родных территориях. Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природо-охранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями орга-нов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ).
Категории особо охраняемых территорий перечислены в пункте 1 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". К ним относятся:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Кроме того, могут устанавливаться иные категории особо охраняемых природных территорий Правительством РФ (в отношении особо охраняемых территорий федерального значения), органами исполнительной власти субъектов РФ (в отно-шении особо охраняемых территорий регионального значения) и органами местного самоуправления (в отношении особо охраняемых территорий местного значения) (абз. 2 п. 7 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями (абз. 3 п. 3 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утв. Приказом МПР России от 16.07.2007 N 181).
В соответствии с частью 4 ст. 17 ЛК РФ, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функ-ции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полез-ных функций.
Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, определяется категорией, к которой относятся такие территории.
В части 2 комментируемой статьи определяется правовой режим лесопользования в лесах, расположенных на терри-ториях государственных природных заповедников. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. В силу этого на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (п. 1 ст. 6 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (см. п. 7 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Государственный природный заповедник учреждается Постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым при условии согласия соответствующего субъекта Российской Федерации на отнесение территории заповедника к объектам федеральной собственности.
В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, установлен наиболее строгий режим особой охраны - запрещены все виды деятельности, которые не соответствуют задачам заповедника и режиму особой охраны его территории. Пункт 11 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 N 48) содержит открытый перечень видов деятельности, осуществление которых на территории государственного природного заповедника запрещается. Применительно к лесопользованию можно выделить следующие:
- рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением заготовки дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан (см. п. 14 Положения о государственных природных заповедниках);
- сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением сбора грибов, орехов, ягод работниками за-поведника и гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права про-дажи) (см. п. 14 Положения о государственных природных заповедниках);
- промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением.
Положения части 2 комментируемой статьи продолжают указанные выше нормы, закрепляя запрет на проведение как сплошных, так и выборочных рубок на тех участках лесов, расположенных на территориях государственных природных заповедников, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы (см. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 по делу N А26-2602/2008). Проведение выборочных рубок допустимо на иных участках, но, во-первых, при условии осуществления таковых для обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в нем граждан, и, во-вторых, только в том случае, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников. Режим особой охраны конкретного государственного природного заповедника устанавливается в положении о нем.
Национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологи-ческую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просве-тительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (п. 1 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 7 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
На территориях национальных парков в зависимости от природных, историко-культурных и иных особенностей могут быть выделены различные зоны с дифференцированным правовым режимом особой охраны (функциональное зонирование). Так, в заповедной зоне запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории. В зоне охраны историко-культурных объектов обеспечиваются условия для их сохранения, а в пределах зоны хозяйственного назначения может осуществляться хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка (см. п. 1 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Поскольку одной из главных задач национальных парков является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, а также историко-культурных объектов, на территориях национальных парков запрещено осуществление любой деятельности, которая может нанести ущерб указанным объектам, в том числе заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охо-та, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации (см. подп. "е" п. 2 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (п. 1 ст. 18 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Природные парки находятся в ведении субъектов Российской Федерации, в силу чего правовое регулирование в отношении данной категории особо охраняемых природных территорий осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне.
На природные парки возлагаются следующие задачи:
а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;
б) создание условий для отдыха населения и сохранение рекреационных ресурсов;
в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков (п. 3 ст. 18 ФЗ "Об особо охраняемых природных территори-ях").
Для целей обеспечения выполнения указанных задач на территориях природных парков законодателем запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий (п. п. 3, 4 ст. 21 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Территории природных парков также подлежат функциональному зонированию в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Выделяются, в частности, природоохранные, рекреационные, агрохозяйст-венные зоны, зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов (п. п. 1, 2 ст. 21 ФЗ "Об особо охраняемых природ-ных территориях"). Соответственно, порядок лесопользования определяется режимом той или иной функциональной зоны. Осуществление сплошных рубок в лесах, расположенных на территориях природных парков, допускается исключительно в случае, если это прямо предусмотрено правовым режимом определенной зоны природного парка.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом при-родном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органами местного самоуправления. Так, например, в соответствии с Законом Волгоградской области от 11.04.2002 "О создании природного парка "Нижнехоперский" (ст. 5), на территории природного парка "Нижнехоперский" запрещаются промышленная заготовка дикорастущих растений, использование химических средств для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, рубка леса главного пользования. В соответствии с Положением о режиме особой охраны территории природного парка "Гагаринский", утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 12.04.2007 N 124, на территории природного парка "Гагаринский" с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей выделены три функциональные зоны: особо охраняемая зона, зона регулируемого рекреационного использования, зона традиционного хозяйственного использования и туристско-рекреационной деятельности. На территориях особо охраняемых зон запрещается рубка леса, повреждение деревьев и кустарников, применение ядохимикатов, а также другие действия, указанные в паспорте на данную зону природного парка, которые могут привести к ухудшению качества окружающей среды или сокращению биологического разнообразия.
Государственные природные заказники представляют собой территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Территория объявляется государственным природным заказником феде-рального значения по решению Правительства РФ, регионального значения - по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Цели, задачи, режим особой охраны конкретного государственного природного заказника определяются в положении о нем.
В зависимости от целевого назначения государственные природные заказники классифицируются по видам. Так, при-родные заказники, предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов), именуются комплексными (ландшафтными). Биологические (ботанические и зоологические) природные заказники имеют своим назначением сохранение и восстановление редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. Задача палеонтологических природных заказников состоит в сохранении ископаемых объектов, а гидрологических - в сохранении и восстановлении ценных водных объектов и экологи-ческих систем. Наконец, геологические природные заказники предназначены для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (ст. 22 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Правовой режим лесов, расположенных на территориях государственных природных заказников, напрямую зависит от конкретного вида природного заказника, его целевого назначения.
В лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических, палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике. В лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных (п. 8 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утв. Приказом МПР России от 16.07.2007 N 181).
Согласно пункту 9 Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 14, на территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром, применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста, любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
Особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются Министерством природных ресурсов и экологии - в отношении государственного природного заказника федерального зна-чения (подп. 5.2.35 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утв. Постанов-лением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника, - в отношении государственного природно-го заказника регионального значения (п. п. 2, 3 ст. 24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Так, в соответст-вии с Положением о государственном природном заказнике федерального значения "Клязьминский", утв. Приказом Мин-природы России от 19.02.2009 N 35, на территории заказника запрещаются заготовка древесины (за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд), заготовка живицы, проведение сплошных рубок леса (за исключением свя-занных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов), а также все виды рубок леса в радиусе 300 метров от границ водных объектов, за исключением выборочных санитарных.
Часть 4 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, устанавливающую, что определение порядка проведе-ния выборочных и, если это допускается законодательством, сплошных рубок лесных насаждений на особо охраняемых природных территориях осуществляется в положениях об определенных видах особо охраняемых природных территорий. На настоящий момент действуют, например, Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федера-ции, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48, Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10.08.1993 N 769, Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды России от 25.01.1993 N 14, и др.
Как уже отмечалось выше, осуществление сплошных рубок запрещено на территориях государственных природных заповедников. В пределах других особо охраняемых территорий сплошные рубки могут быть разрешены, но лишь при со-блюдении определенных условий. Например, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных, в лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных (п. 8 Приказа Минприроды России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях").
Кроме того, в соответствии с частью 3 комментируемой статьи и п. 6 Приказа МПР России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", осуществление сплошных рубок в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, допускается только в случае, если это предусмотрено право-вым режимом их конкретных функциональных зон. Например, на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, расположенных в охранной зоне национального парка "Плещеево озеро", запрещается проведение сплошнолесосечных рубок главного пользования площадью одной лесосеки более 10 га в соответствии с правилами лесопользования, при этом разрешается проведение постепенных и выборочных рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, санитарно-оздоровительных мероприятий и прочих рубок в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (см. Положение об охранной зоне национального парка "Плещеево озеро", утв. Постановлением губернатора Ярославской области от 14.08.2002 N 551). На территориях зоны регулируемого рекреационного использования, коммунально-хозяйственной зоны и зоны особой охраны природного парка краевого значения Алтайского края "Ая" проведение сплошных рубок также запрещается. А в отношении территорий агрохозяйственной зоны, зоны обслуживания посетителей указанного природного парка такого запрета Положением о нем не установлено (см. Положение о природном парке краевого значения "Ая", утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 30.07.2008 N 306).
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает запрет на использование в лесах особо охраняемых природных терри-торий токсичных химических препаратов. Токсичные химические препараты применяются в качестве удобрений, в целях борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, для регулирования численности животных.
Применение токсичных химических препаратов допустимо на территориях биосферных полигонов. Биосферные полигоны представляют собой территории, присоединяемые к территориям государственных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы (см. п. 2 ст. 10 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Положение о биосферных полигонах государственных биосферных заповедников утверждается Минприроды России (см. подп. 5.2.35 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404).
В лесах, расположенных на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, в соот-ветствии с их назначением, определенном в положении о биосферном полигоне, могут использоваться токсичные химиче-ские препараты для охраны и защиты лесов (см. п. 16 Приказа Минприроды России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях").
При этом при использовании химических веществ в лесном хозяйстве необходимо соблюдать требования, установ-ленные законодательством об охране окружающей среды. В частности, для всех лиц, использующих химические вещества в лесном хозяйстве, установлена обязанность выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естествен-ных экологических систем и сохранения природных ландшафтов. Применение в лесном хозяйстве токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, запрещено (ст. 49 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окру-жающей среды").
Кроме этого, порядок применения химических веществ устанавливается законодательством о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. Пестициды и агрохимикаты подлежат государственной регистрации, а также стандартизации, сертификации и декларированию в порядке, установленном в статьях 12 и 14 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, в соответствии с п. 40 ст. 81 ЛК РФ отнесено к полномочиям федеральных органов го-сударственной власти. В настоящее время принятие актов, устанавливающих особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, входит в полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ (подп. 5.2.45 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404).
16 июля 2007 г. Приказом Минприроды России утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроиз-водства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Указанным документом продолжаются и конкретизируются нормы Лесного кодекса РФ, устанавливающие запреты и ограничения в отношении лесопользования на особо охраняемых природных территориях, определен порядок очистки, лесоразведения, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях лесов.