Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ часть 1 статьи 105 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В лесопарковых зонах запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;


<Статья 104 | Статья 105 | Статья 106>

Научно-практический комментарий:

Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, относятся к защитным лесам и, таким образом, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздорови-тельных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование со-вместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 ЛК РФ). Поэтому частью 1 комментируемой статьи устанавливается запрет на проведение в таких лесах сплошных рубок, за исключением тех случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечиваю-щие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ). Площадь участка сплошной рубки, включая сплошные рубки реконструкции, не должна превышать 5 га при ширине лесосеки не бо-лее 100 метров, при протяженности ее, равной не более одной трети участка (по ширине и длине), выполняющего опреде-ленные целевые функции или примыкающего к непокрытым лесной растительностью землям, а также к планируемым на ближайшие 5 лет вырубкам. В горных условиях и в равнинных лесах на склонах крутизной свыше 6 град. предельная пло-щадь лесосеки составляет не более 3,0 га (п. 19 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рас-положенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543 (вступили в силу 25 января 2010 года). Помимо этого, запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ч. 2 ст. 14 ЛК РФ), а также их использование в целях создания лесных плантаций (п. 30 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов).
Виды лесов, отнесенных к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, перечислены в ст. 102 ЛК РФ. Это:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны;
в.1) лесопарковые зоны;
г) городские леса;
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
К лесам, расположенным в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся леса, находящиеся на территориях соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законода-тельства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 18 Лесоустроительной инст-рукции, утв. Приказом Минприроды России от 6 февраля 2008 г. N 31).
Пунктом 5 ст. 3 Водного кодекса РФ в качестве одного из основополагающих принципов водного законодательства установлен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
Для целей санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также тер-риторий, на которых они расположены, создаются зоны санитарной охраны. Проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, их границы и режим утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ (п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения запрещаются или ограничиваются отдельные виды деятельности, что, в свою очередь, влечет за собой установление особого правового режима лесопользования на указанных территориях.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водо-снабжения устанавливаются СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., в соответствии с которыми зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. Назначением первого пояса (строгого режима) является защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Поэтому первый пояс включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Порядок определения границ поясов зон санитарной охраны зависит от того, является ли источник водоснабжения, в отношении которого они устанавливаются, подземным или поверхностным.
При проведении мероприятий по уходу за лесами, расположенными в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается осуществление реконструкции малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки (п. 22 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543).
В лесах, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны поверхностных и подземных источников водоснаб-жения, не производятся рубки главного пользования и реконструкции, а также не допускается применение удобрений и ядо-химикатов (подп. 3.2.3.1 п. 3.2.3, подп. 3.3.3.1 п. 3.3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02). В отношении лесов, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения, не производится закрепление за лесозаготовительными предприятиями древесины на корню и лесосечного фонда долгосрочного пользования, при этом допускаются рубки ухода и санитарные рубки.
К защитным полосам лесов, расположенным вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных авто-мобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, относятся леса, параметры которых устанавливаются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, об автомобильном транспорте. Отнесение лесов к данной категории защитных лесов может не производиться, если они расположены на особо охраняемых природных тер-риториях, относятся к иным видам лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также к лесам, рас-положенным в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, орехово-промысловых зонах (п. 19 Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Минприроды России от 6 февраля 2008 г. N 31).
Защитные полосы лесов размещаются вдоль железнодорожных путей, автомобильных дорог на полосах отвода (см. ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 90 Земельного кодекса РФ). Назначением лесных придорожных полос является защита железных и автомобильных дорог от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, снижение неблагоприятных аэродинамических воздействий на движущийся транспорт, выполнение санитарно-гигиенических, оздоровительных, эстетических функций, снижение уровня шума и загрязнения окружающей среды.
Использование, охрана, защита, воспроизводство защитных придорожных полос лесов осуществляются с соблюдени-ем требований, установленных законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, об автомобиль-ном транспорте. Так, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о до-рожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается осуществление рубок и повреждение лесных насаждений (п. 3 ч. 3 ст. 25). Прокладка просек для размещения трасс линий связи в защитных лесных полосах вдоль автомобильных и железных дорог должна производиться таким образом, чтобы состоянию насаждений наносился наименьший ущерб и предотвращалась утрата ими защитных свойств. На просеках не должны вырубаться кустарник и молодняк (кроме просек для кабельных линий связи), корчеваться пни на рыхлых почвах, крутых (свыше 15 градусов) склонах и в местах, подверженных размыву (п. 8 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578).
При проведении мероприятий по уходу за защитными полосами лесов обеспечивается формирование сложных сме-шанных лесных насаждений вертикальной сомкнутости, наиболее эффективно выполняющих защитные функции. При вы-полнении работ по лесовосстановлению в защитных придорожных полосах лесов используются древесные породы, устойчивые к вредным веществам, поступающим в атмосферу, почву в связи со строительством, эксплуатацией, ремонтом железнодорожных путей и автомобильных дорог (п. 13 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543).
Рубки ухода за лесом в защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей, автомобильных до-рог, направлены на повышение свойств лесных насаждений по снегопоглощению, снижению скорости ветра, почвоукрепле-нию. Интенсивность рубок должна быть слабой, полнота не должна снижаться ниже 0,7. Разрубка технологических коридо-ров не должна производиться в опушке леса шириной 25 - 30 метров, примыкающей к дороге (п. 54 Правил ухода за лесами, утв. Приказом Минприроды России от 16 июля 2007 г. N 185).
Городские леса предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных меро-приятий, сохранения благоприятной экологической обстановки. В городских лесах могут создаваться лесничества и лесо-парки.
Помимо запрета на осуществление сплошных рубок, установленного частью 1 комментируемой статьи, в городских лесах в соответствии с их особым правовым режимом также запрещено ведение охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение объектов капитального строительства, за исклю-чением гидротехнических сооружений (см. п. 32 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рас-положенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 N 17АП-1464/2008-ГК).
Кроме того, в особом порядке осуществляется и воспроизводство городских лесов, при проведении которого не до-пускается применение токсичных химических препаратов. При выполнении работ по лесовосстановлению используются древесные и кустарниковые породы, отличающиеся большой долговечностью, высокими эстетическими качествами, декора-тивностью, устойчивостью к неблагоприятным антропогенным и техногенным факторам, особенно к значительным рекреа-ционным нагрузкам (пункты 10, 11 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, рас-положенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543).
Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов отнесена к полномочиям органов ме-стного самоуправления поселения, городского округа (см. п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Лечебно-оздоровительные местности и курорты предназначены для лечения и отдыха населения и имеют свои осо-бенности в использовании и защите. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях обеспечения их сохранения и защиты от загрязнения и преждевременного истощения выделяются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, на которых устанавливается особый режим хозяйствования, проживания, природопользования, что, в свою очередь, обуславливает особый правовой режим лесов, расположенных в их границах. При этом округа горно-санитарной охраны устанавливаются в отношении тех лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), либо в случае, если лечебно-оздоровительная местность или курорт федерального значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны (см. ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", п. 4 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425). Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных мест-ностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425, в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции. Запрещаются всякие работы, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий (п. 10 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения).
Округа санитарной (горно-санитарной) охраны подлежат зонированию, в соответствии с которым на их территориях может быть выделено до трех зон, различных по закрепленному в их отношении режиму хозяйствования.
На территории первой зоны устанавливается самый строгий режим защиты, в соответствии с которым запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созда-нием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, при-родные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению, в том числе вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организа-ций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (см. п. 3 ст. 16 ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", п. п. 12 - 14 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения).
Особенности правового режима зеленых и лесопарковых зон подробно рассмотрены в комментарии к частям 3 - 5 на-стоящей статьи.
Часть 2 комментируемой статьи, с одной стороны, допускает проведение в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, выборочных рубок, а с другой, относит установление порядка проведения таких рубок к компетенции федерального органа исполнительной власти.
Выборочные рубки осуществляются в соответствии с Правилами заготовки древесины, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 184, рубки ухода - в соответствии с Правилами ухода за лесами (раздел II), утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 185. Подробнее о порядке проведения выборочных рубок см. в комментарии к статье 17. Кроме того, 25 января 2010 г. вступили в силу Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543, которые среди прочего регулируют особенности проведения выборочных рубок в лесах, выпол-няющих функции защиты природных и иных объектов.
В соответствии с Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоох-ранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, располо-женных на особо защитных участках лесов, при проведении выборочных рубок лесных насаждений в первом и втором поя-сах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (за исключением выборочных санитарных рубок) осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирова-ние и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих санитарно-гигиенические и водоохранные функции.
В защитных придорожных полосах лесов на основной их части в соответствии с породным составом и состоянием на-саждений ведутся выборочные рубки лесных насаждений умеренной, умеренно-высокой и высокой интенсивности. В опу-шечной части полос шириной 50 - 100 м высокоинтенсивными рубками ухода в молодняках (со снижением сомкнутости до 0,5 - 0,4) формируются устойчивые сложные и разновозрастные насаждения, в последующем поддерживаемые выборочными рубками слабой и умеренной интенсивности.
В лесопарковых зонах, зеленых зонах, городских лесах с учетом специфики каждой из категорий ведутся выборочные рубки лесных насаждений от очень слабой до умеренно-высокой интенсивности. Допускается проведение ландшафтных рубок в лесах этих категорий высокой и очень высокой интенсивности при формировании и поддержании полуоткрытых и открытых ландшафтов, которые могут занимать площадь соответственно не более 20 - 25% и 10 - 15% общей площади лесного участка. Рубки формирования ландшафта (ландшафтные рубки) направлены на формирование устойчивых к рекреационным воздействиям лесов и лесных ландшафтов с различной степенью благоустроенности. Для указанных целей ландшафтными рубками формируются открытые (поляны с единичными деревьями), полуоткрытые (участки древостоев сомкнутостью 0,3 - 0,5 с равномерным или групповым размещением деревьев по площади), закрытые (участки древостоев полнотой 0,6 - 1,0) ландшафты (п. 39 Правил ухода за лесами, утв. Приказом МПР России от 16.07.2007 N 185). Размещение ландшафтов устанавливается проектом освоения лесов.
В лесах, расположенных в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, уход за лесами осуществляется с применением рубок ухода очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающих формирование сложных и разновозрастных лесных насаждений, эффективно выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции (п. п. 22 - 25 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утв. Приказом Минсельхо-за России от 06.11.2009 N 543).
Лесопарки наряду с лесничествами являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч. 1 ст. 23 ЛК РФ). Лесопарки организуются, как правило, вокруг населенных пунктов, вблизи путей транспорта, водных объектов, в лесных массивах, наиболее посещаемых населением (п. 8 Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Минприроды России от 06.02.2008 N 31).
До принятия Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Феде-рации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" лесопарковые зоны являлись составной частью зеленых зон.
На сайте также ищут:
Статья 48. Использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Статья 88. Проект освоения лесов
Статья 80. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
Статья 31. Заготовка живицы
Статья 1. Основные принципы лесного законодательства