Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 109. Резервные леса

1. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ часть 2 статьи 109 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

2. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. На лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры, осуществляются меры пожарной безопасности, указанные в части 1 статьи 53 настоящего Кодекса, и тушение лесных пожаров.


<Статья 108 | Статья 109 |

Научно-практический комментарий:

Согласно части 1 статьи 109 ЛК РФ <1> леса относятся к категории резервных, в случае если в течение двадцати лет не планируется осуществлять в них заготовку древесины.
--------------------------------
<1> Здесь и далее статья комментируется автором по тексту Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 27 декабря 2009 года (действует с 1 января 2010 года) // Экспертная юридическая система "LEXPRO".

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" было установлено, что лесной участок, расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполне-ния изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год, но порядок передачи в аренду устанавливается Правительством РФ. Соответствующее Постановление Правительства было принято только 24 февраля 2009 г. за N 161 и утвердило Положение "о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ". С 1 января 2010 года объектом аренды может быть исключительно участок, прошедший государственный кадастровый учет, к участкам, передаваемым в аренду до этого срока, таких требований не предъявлялось.
Для получения участка в аренду заявителю необходимо предоставить заявление соответствующего образца, выписку из ЕГРЮЛ (индивидуальные предприниматели выписку из ЕГРИП и дополнительно копию документа, удостоверяющего личность), свидетельство о постановке на налоговый учет, документ, подтверждающий полномочия заявителя, например доверенность от юридического лица, а также, в случаях, предусмотренных законодательством, - заверенная копия докумен-тов, подтверждающих право проведения изыскательских работ. В рамках государственной стратегии по устранению адми-нистративных барьеров срок рассмотрения заявки ограничивается 30 днями, а сам договор аренды не требует государственной регистрации. Хотя необходимо отметить, что такая норма логично вытекает из норм об аренде Гражданского кодекса РФ, так как Правительство ограничивает максимальный срок аренды резервных лесных участков для целей изыскательских работ одним годом.
Учитывая потенциальную пожароопасность резервных лесов, в части 2 статьи 109 законодатель определил осуществление авиационных работ для защиты и охраны лесов. Порядок проведения мероприятий по авиационной охране пожароопасных лесов регламентируется Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2007 г. N 385 "Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов".
Согласно части 3 рассматриваемой статьи допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполне-нии работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд, которые регулиру-ются статьями 30 и 40 ЛК РФ соответственно. Очевидно, что указанная норма установлена законодателем для защиты лесо-насаждений. В противном случае, учитывая установленный в части 1 порядок отнесения лесных участков в категорию ре-зервных, а также возможность проведения изыскательских работ, на ряде участков за 20 лет недобросовестные арендаторы могли бы осуществлять вырубку и без совершения необходимых действий по смене режима участка.
Основы правового регулирования защитных и эксплуатационных лесов регламентируются статьями 102 и 108 ком-ментируемого Кодекса соответственно.
Опыт выделения резервных лесных участков в субъектах РФ показывает <1>, что основной целью служит создание резервных лесных фондов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций и, естественно, что данный формат не преду-сматривает произвольной вырубки леса.
--------------------------------
<1> См., например: распоряжение Администрации Архангельской области от 1 июля 2008 года N 113-РА/19 "Об ос-новных положениях Лесного плана Архангельской области в 2009 - 2018 годы" // Экспертная юридическая система "LEXPRO".

Часть 4 комментируемой статьи определяет порядок отнесения лесов к резервным лесам. Установление и изменение границ резервных лесов, равно как и отнесение лесов к данной категории, осуществляются органами государственной власти в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, регулирующими полномочия федеральных органов власти, передачу полномочий субъектам РФ, а также полномочия непосредственно субъектами РФ и муниципальными образованиями, входящими в их состав.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283 было утверждено Положение, в пп. 5.2.20 кото-рого полномочия об отнесении лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков и установление их границ, от-несение лесов к эксплуатационным, резервным лесам и установление их границ закрепляются за Федеральным агентством лесного хозяйства.


КОММЕНТАРИЙ К ЛЕСНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Постатейный)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 апреля 2010 года

Под редакцией профессора
А.А. ЯЛБУЛГАНОВА