Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 12. Освоение лесов

1. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

2. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

3. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

4. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

1) организация использования лесов;

2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.


<Статья 11 | Статья 12 | Статья 13>

Научно-практический комментарий:

В Лесном кодексе 2006 года термин "освоение" используется впервые в отношении лесов. Ранее указанный термин употреблялся большей частью применительно к землям в земельном законодательстве. Так, в Земельном кодексе 1991 года и иных нормативных актах, регулировавших земельные правоотношения, содержались нормы об освоении новых земель для их использования в сельскохозяйственных целях. В настоящее время акты земельного законодательства используют термин "комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства", который предусматривает совокупность мер по подготовке документации по планировке территории, выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществлению жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования (п. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 комментируемой статьи освоение лесов представляет собой комплекс мероприятий, прово-димых для обеспечения их многоцелевого, рационального, неистощительного использования, улучшения их качества, по-вышения продуктивности, развития лесной промышленности в целом.
Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворе-ния потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является одним из основополагающих принципов лесного законода-тельства (п. 4 ст. 1 ЛК РФ). Возможность многоцелевого использования лесов предусмотрена также частью 2 ст. 25 Лесного кодекса. Для целей рационального, неистощительного использования лесов законодательством могут вводиться некоторые ограничения. Статьей 27 ЛК РФ допускается введение следующих ограничений использования лесов:
- запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодек-са РФ;
- запрет на проведение рубок (сплошных, выборочных и др.);
- иные ограничения использования лесов, установленные Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Ограничение в виде запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов может быть обу-словлено их целевым назначением, в связи с которым в их отношении вводится особый режим охраны.
Подобные ограничения установлены для различных категорий защитных лесов, лесов. Так, например, в лесах, распо-ложенных на территории государственного природного заповедника, запрещаются все виды лесопользования, за исключением заготовки дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан (пункт 11 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 N 48. См. также Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А26-2602/2008). В национальных парках запрещаются заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд) (подп. "е" п. 2 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Пребывание граждан также может запрещаться или ограничиваться в определенных категориях лесов, например в ле-сах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством могут вводиться временные ограничения на пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ (ч. ч. 4 - 5 ст. 11 ЛК РФ).
Ограниченный режим лесопользования устанавливается и в отношении зон радиоактивного загрязнения лесов, где мо-гут вводиться как ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, так и полный запрет на все виды лесополь-зования. Так, в зоне отчуждения запрещаются все виды лесопользования, заготовка сена, дикорастущих плодов, ягод, гри-бов, лекарственного и технологического сырья, охота, рыбная ловля. В зоне отселения запрещаются все виды лесопользова-ния, заготовки сена, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственного и технического сырья, охота, рыбная ловля без спе-циального разрешения органов местного самоуправления (Постановление Правительства Российской Федерации от 25 де-кабря 1992 г. N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Черно-быльской АЭС").
Ограничения на использование отдельных лесных участков могут быть обусловлены их нахождением (полностью или частично) в границах зон с особыми условиями использования территорий (зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранных зон и проч.).
Для целей неистощительного, рационального использования лесов органами государственной власти, органами мест-ного самоуправления, лицами, использующими леса, проводятся мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ). К такого рода мероприятиям относятся, в частности, следующие:
- меры по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах, проводимые в соответствии с Правилами по-жарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, и Правилами санитарной безо-пасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414;
- лесопатологический мониторинг, представляющий собой сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляемый в порядке, установленном Приказом МПР от 09.07.2007 N 174 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга";
- мероприятия по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами, осуществляемые в рамках деятельности по воспроизводству лесов в соответствии с Правилами лесовосстановления, Правилами лесоразведения, Правилами ухода за лесами, утв. соответственно Приказами МПР от 16.07.2007 N 183, 08.06.2007 N 149, 16.07.2007 N 185.
Ранее в целях освоения лесов на землях лесного фонда могли создаваться поселки. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" такие территории подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
3. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высокока-чественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразде-ляются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Часть 3 комментируемой статьи в качестве целевого назначения эксплуатационных лесов устанавливает устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Та-ким образом, эксплуатационные леса подлежат использованию преимущественно для заготовки древесины, заготовки живи-цы, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и т.п. Основными нормативными актами, регулирующими порядок ос-воения эксплуатационных лесов, являются Лесной кодекс РФ, Правила заготовки древесины, утв. Приказом МПР от 16.07.2007 N 184, Правила заготовки живицы, утв. Приказом МПР от 21.06.2007 N 156, и другие акты.
Необходимо отметить, что в соответствии с лесным законодательством в пределах эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные участки лесов с особым режимом охраны, на которых осуществление указанных видов деятельности может запрещаться или ограничиваться. Например, на особо защитных участках лесов, отнесенных к заповедным, проведение рубок лесных насаждений запрещается (см. ст. 107 ЛК РФ).
Подробнее о правовом режиме эксплуатационных лесов см. комментарий к статье 108 ЛК РФ.
4. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с частью 4 комментируемой статьи целевым назначением защитных лесов является осуществление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций. По-скольку сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных по-лезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду является важнейшим принципом лесного законодательства, освоение данной категории лесов должно проводиться в строгом соответствии с их целевым назначением. Именно поэтому многие виды хозяйственной деятельности в таких лесах, как уже отмечалось выше, ограничиваются или запрещаются.
В составе защитных лесов выделяется несколько видов, в отношении каждого из которых установлен особый, преду-смотренный именно для данного вида лесов режим правовой охраны.
Освоение защитных лесов регулируется нормами Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федеральных законов от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Приказом МПР России от 16.07.2007 N 181 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях", Приказом Минсельхоза России от 06.11.2009 N 543 "Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов", нормативными правовыми актами об отдельных видах особо охраняемых природных территорий и др.
Подробнее о правовом режиме защитных лесов см. комментарий к статьям 102 - 107 ЛК РФ.
Нужно отметить, что в комментируемой статье отсутствуют положения об освоении еще одной категории лесов - ре-зервных. В резервных лесах согласно ст. 109 ЛК РФ в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины и проводятся исключительно авиационные работы по охране и защите лесов. Такие леса могут быть использованы для рубки лесных насаждений только после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.
5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:
1) организация использования лесов;
2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В части 5 комментируемой статьи перечисляются виды деятельности, осуществляемые в комплексе при освоении ле-сов.
Организация использования лесов осуществляется в порядке, предусмотренном главой 2 Лесного кодекса. Поскольку лесные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, они могут предоставляться гражданам в безвозмездное срочное пользование, а юридическим лицам помимо этого - в постоянное (бессрочное) пользование и аренду (ст. 71 ЛК РФ). Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за-ключаются по результатам аукционов (ст. 78 ЛК РФ).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляют проект освоения лесов согласно ст. 88 ЛК РФ, который содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (ч. 2 ст. 24 ЛК РФ). Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе, проводимой в порядке, предусмотренном ст. 89 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.04.2007 N 77.
Порядок создания и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, то есть лесных дорог, лесных складов, а также объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и др., урегулирован нормами статей 13, 14 ЛК РФ (подробнее см. комментарий к указанным статьям Лесного кодекса РФ).
Воспроизводство, охрана и защита лесов относятся к основным принципам лесного законодательства, перечисленным в ст. 1 Лесного кодекса РФ. Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ, а также лицами, использующими леса, в соответствии с правилами, установленными главами 3 и 4 ЛК РФ.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения, иного негативного воздействия, а также защите от воздействия вред-ных организмов (ч. 1 ст. 51 ЛК РФ). Порядок охраны и защиты лесов от вредного воздействия урегулирован Лесным кодек-сом РФ, ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами пожарной безопасности в лесах, утв. Поста-новлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Пра-вительства РФ от 29.06.2007 N 414, Правилами организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, утв. Постановлением Правительства от 19.06.2007 N 385, и др.
Воспроизводству, которое осуществляется посредством лесовосстановления и ухода за лесами, подлежат вырублен-ные, погибшие, поврежденные леса (ч. ч. 1, 2 ст. 61 ЛК РФ). Порядок воспроизводства лесов урегулирован нормами Лесного кодекса (глава 4), Правилами лесовосстановления, утв. Приказом МПР от 16.07.2007 N 183, Правилами лесоразведения, утв. Приказом МПР от 08.06.2007 N 149, Правилами ухода за лесами, утв. Приказом МПР от 16.07.2007 N 185, и др. актами.
Граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны представлять в органы государствен-ной власти и органы местного самоуправления отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении (ст. ст. 49, 60, 66 ЛК РФ). В отчетах приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов и объемах фактически выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению за отчетный период. Формы отчетов и порядок их представления утверждены Приказом МПР России от 09.07.2007 N 175.
Мероприятия по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов проводятся в соответствии с ак-тами лесного законодательства, а также ФЗ "О животном мире", Водным кодексом РФ и другими актами.

На сайте также ищут:
Статья 59. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений
Статья 80. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений
Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками
Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства
Статья 44. Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов