Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 13. Лесная инфраструктура

1. В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других).

2. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.

3. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 137-ФЗ в часть 4 статьи 13 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.


<Статья 12 | Статья 13 | Статья 14>

Научно-практический комментарий:

В соответствии с частью 1 статьи 13 Лесного кодекса для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов мо-жет создаваться лесная инфраструктура (лесные дороги, лесные склады и другие объекты). Инфраструктура (от лат. Infra - под, структура) - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, при-званных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятель-ности людей <1>. Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры входит в комплекс мер по освоению лесов (п. 2 ч. 5 ст. 12 Лесного кодекса). Поэтому в Составе проекта освоения лесов предусмотрен специальный раздел "Соз-дание лесной инфраструктуры", который составляется для всех видов использования лесов, разрешенных договором аренды или правом постоянного (бессрочного) пользования. Данный раздел содержит следующие сведения:
--------------------------------
<1> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

- характеристику существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры;
- проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов лес-ной инфраструктуры;
- территориальное размещение проектируемых объектов лесной инфраструктуры (тематическая лесная карта) (п. 23 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.04.2007 N 77).
Помимо этого сведения об объектах лесной инфраструктуры указываются в лесохозяйственном регламенте. В главе 1 лесохозяйственного регламента подлежит отражению общая характеристика объектов лесной инфраструктуры, мероприятия по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренные документами территориального планирования. Местоположение существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры должно быть нанесено на поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению (подп. 5.1.9, 5.1.10 п. 5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 19.04.2007 N 106).
Новеллой Лесного кодекса 2006 года по сравнению с Кодексом 1997 года является прямо предусматриваемая им (ст. 22) возможность инвестиционной деятельности в области освоения лесов в форме капитальных вложений. Исходя из поло-жений ст. 1 ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, понимается вложение инвестиций в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмен-та, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Объектами капитальных вложений в соответствии с ч. 2 ст. 22 Кодекса являются объекты лесной и лесо-перерабатывающей инфраструктуры. Осуществление инвестиционной деятельности в области освоения лесов призвано способствовать привлечению средств для развития лесной промышленности, повышению эффективности производства в данной области, благотворно сказаться на лесном секторе экономики страны в целом. В качестве одной из гарантий прав инвестора, для обеспечения сохранения инвестиционных вложений лесным законодательством предусмотрена возможность пролонгации договора аренды лесного участка (ч. 5 ст. 72 Лесного кодекса).
Частью 1 комментируемой статьи предусмотрено, что объекты лесной инфраструктуры могут создаваться в различных целях.
Во-первых, создание лесной инфраструктуры может осуществляться в целях использования лесов. Так, лесная инфра-структура может создаваться в рамках подготовительных работ в процессе осуществления подсочки лесных насаждений (см. п. 4 Правил заготовки живицы, утв. Приказом МПР от 21.06.2007 N 156), при использовании лесов для целей заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (п. 15 Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утв. Приказом МПР от 10.04.2007 N 84), для научно-исследовательской и образовательной деятельности (п. 4 Правил использования лесов для осу-ществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утв. Приказом МПР от 28.05.2007 N 137) и пр.
Во-вторых, объекты лесной инфраструктуры создаются в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов. Так, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса).
Строительство объектов лесной инфраструктуры в некоторых категориях лесов имеет свои особенности. Так, в защит-ных лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры допускаются, во-первых, строго в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, и, во-вторых, только в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры (см. ч. 2.3 ст. 10 ФЗ от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
За уничтожение объектов лесной инфраструктуры предусмотрена административная ответственность (ст. 8.30 КоАП РФ).
2. Частью 2 ст. 13 Кодекса предусмотрено, что после того, как необходимость в объектах лесной инфраструктуры от-падает, они подлежат сносу, а земли, на которых такие объекты располагались, - рекультивации.
Рекультивация земель входит в число мероприятий по обеспечению охраны земель в соответствии с Земельным ко-дексом РФ (пп. 6 п. 1 ст. 13) и представляет собой комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных земель для сель-скохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей (п. 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использо-вании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды России N 525 и Роскомзема N 67 от 22.12.1995). Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на осуществление проектно-изыскательских работ; проведение государст-венной экологической экспертизы проекта рекультивации; работ по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы и на другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по поводу рекультивации земель, являются Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды России N 525 и Роскомзема N 67 от 22.12.1995. Контроль за выполнением обязанностей по рекультивации земель возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (см. подп. "а" п. 4 Положения о государственном земельном контроле, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689).
В случае невыполнения обязанности по рекультивации земель, на которых располагались объекты лесной инфра-структуры, лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной ст. 8.7 КоАП РФ.
3. Часть 3 ст. 13 Кодекса определяет, что такой объект лесной инфраструктуры, как лесные дороги, может создаваться при любых видах использования лесов.
Так, например, в соответствии с ч. 7 ст. 29 ЛК РФ строительство лесных дорог может осуществляться гражданами и юридическими лицами в целях заготовки древесины. Строительство, реконструкция и модернизация в лесах дорог противо-пожарного назначения предусматривается в п. 1 ч. 1 ст. 53 Кодекса. Перечень видов использования лесов приводится в ч. 1 ст. 25 Кодекса и не является исчерпывающим.
Поскольку лесные дороги являются одним из объектов лесной инфраструктуры, то к ним применимы все положения, указанные в комментариях к частям 1 и 2 настоящей статьи Лесного кодекса.