Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 2. Лесное законодательство

1. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

3. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.


<Статья 1 | Статья 2 | Статья 3>

Научно-практический комментарий:

Комментируемая статья описывает систему источников правового регулирования лесных отношений. Сразу же обра-щает на себя внимание несоответствие названия статьи и ее содержания. В статье, названной "Лесное законодательство", собственно лесному законодательству посвящена лишь одна часть из шести. Остальные части комментируемой статьи по-священы не лесному законодательству, а различным подзаконным актам, регулирующим лесные отношения. Таким обра-зом, статью исходя из ее содержания следовало бы назвать "Лесное законодательство и иные правовые акты, регулирующие лесные отношения". Отмеченное несоответствие следует отнести к существенным недочетам юридико-технического характера, подлежащим устранению в процессе дальнейшей работы над лесным законодательством.
В части первой комментируемой статьи содержится определение лесного законодательства, под которым понимают-ся Лесной кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, регулирующие лесные отношения, а также законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют лесные отношения на региональном уровне и принимаются в соответствии с актами федерального лесного законодательства. Такое определение лесного законодательства нуждается в некоторых комментариях.
1. Законодатель при определении лесного законодательства пошел по пути понимания законодательства в узком (собственном) смысле.
Еще с советских времен в юридической науке обозначился двоякий подход к самому понятию "законодательство". Различали законодательство в широком и узком смысле слова. Под законодательством в широком смысле понималась внеш-няя форма выражения объективного права, совокупность актов, с помощью которых воля народа становится общеобязательной. Иными словами, понятием "законодательство" охватывались различные юридические акты, издаваемые уполномоченными государственными органами и устанавливающие нормы права. В их число входили не только законодательные акты, но и многочисленные подзаконные акты.
Под законодательством в узком (собственном) смысле понимались только законы, т.е. нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, принимаемые законодательными органами.
Практически на всем протяжении советского периода истории отечественного права законодательство понималось расширительно. Это объяснялось сразу несколькими причинами, при этом два обстоятельства являются, на наш взгляд, важ-нейшими.
Во-первых, господствовавшая в то время доктрина "всевластья Советов" предполагала концентрацию законодатель-ных и исполнительно-распорядительных полномочий у этих органов государственной власти. Отстаивалась концепция пол-новластья Советов ("Вся власть - Советам!"), принцип разделения властей признавался буржуазным и чуждым советскому государственному строительству. Считалось, что различия между законодательством в широком и узком смысле представ-ляют исключительно научный интерес и не востребованы в практике законотворчества и правоприменения.
Во-вторых, на протяжении длительного периода советской истории в системе государственных органов одновремен-но сосуществовало сразу несколько органов, наделенных правом принимать акты законодательного характера (до принятия Конституции СССР 1936 г. к числу законодательных органов относились Съезд Советов, Центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров, а в первые годы советской власти, вплоть до 1920 г., законодательствовали и наркоматы). Очевидно, что вторая причина напрямую была связана с первой и являлась ее следствием.
В 1990-е годы практика законотворчества стала постепенно склоняться к пониманию законодательства в узком (собственном) смысле. Отход от расширительного подхода к определению законодательства был обозначен уже в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
В пункте 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определено как совокупность самого Граж-данского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. Примечательно, что сама статья 3 называется "Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права". Законодатель в п. п. 3, 4 и 7 предусматривает возможность принятия Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными министерствами нормативных актов, регулирующих гражданские отношения. Однако такие нормативные правовые акты имеют подзаконный характер и в состав гражданского законодательства не входят.
В тех отраслях законодательства, в которых законодательное регулирование соответствующих отношений относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в понятие "законодательство" наряду с федеральными законами включаются также региональные законы (законы субъектов Российской Федерации).
В отдельных случаях (ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Феде-рации) в понятие законодательства включаются кроме федеральных и региональных законов акты, принимаемые представительными органами муниципальных образований, которые по формальным основаниям законами являться не могут.
Впоследствии тенденция использования понятия "законодательство" в законотворческой практике нашла свое под-тверждение в большинстве "отраслеобразующих" законов - Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 5), Таможенном кодексе Российской Федерации (ст. 3), Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 2), Лесном кодексе Российской Феде-рации (ст. 2) и др.
Однако подход законодателя к определению понятия законодательства отличается крайней непоследовательностью.
В Указе Президента РФ от 6 февраля 1995 года N 94 "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" предполагается в Свод законов включить не только собственно законы, но и ряд нормативных указов Президента РФ, нормативных постановлений Правительства РФ, иных нормативных актов, а также нормативных актов Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации. А сам Свод законов в пункте 1 Указа Президента РФ назван "официальным систематизированным полным собранием действующих нормативных актов Российской Федерации".
В некоторых недавно принятых кодексах и иных федеральных законах можно обнаружить примеры возврата к кон-цепции законодательства в широком смысле: под законодательством продолжает пониматься некий неоднородный по своей юридической природе нормативный массив - совокупность нормативных правовых актов, включая сами законы. Так, напри-мер, в ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ определено, что жилищное зако-нодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также издан-ных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов феде-ральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Как видно из содержания ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в состав законодательства в области охраны окружающей среды включен сам Федеральный закон "Об охране окружающей среды", иные федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Последние два определения, демонстрирующие расширительный подход к законодательству, при котором законода-тельство отождествляется с простой совокупностью нормативных правовых актов, взяты из законодательных актов, приня-тых спустя десять лет после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором законодатель уже толкует понятие "законодательство" в собственном (узком) смысле.
Подобная непоследовательность в подходах к определению законодательства свидетельствует об отсутствии четко сформировавшейся концепции законотворчества, неразработанности по этому вопросу юридической догматики и невысоком уровне юридической техники в федеральном законотворческом процессе.
В этой связи включение в комментируемую статью, посвященную лесному законодательству, упоминаний о подза-конных актах Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также муниципальных правовых актов, регулирующих лесные отношения, может быть истолковано как балансировка между определением лесного законодательства в узком смысле, содержащимся в части 1 комментируемой статьи, и расширительным подходом к пониманию лесного законодательства, проступающим в частях 2 - 6 статьи 2 Лесного кодекса РФ.
2. В комментируемой статье к федеральной компоненте лесного законодательства отнесены сам Лесной кодекс РФ и иные федеральные законы. В качестве примеров таких федеральных законов можно привести немногочисленные несистема-тизированные законодательные акты лесного законодательства: продолжающие действовать нормы Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (статья 42 "Лесорубочный билет, ордер и лесной билет" и другие) <1>, Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <2>, содержащий помимо организационных норм и переходных положений ряд важных материальных норм.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 5. Ст. 610.
<2> Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

Представление лесного законодательства в виде открытого списка законодательных актов обусловлено, скорее всего, отсутствием в Лесном кодексе РФ определения лесных отношений - предмета лесного законодательства. Возьмемся утвер-ждать, что отсутствие такого определения представляет серьезный концептуальный изъян современного российского лесно-го законодательства, который, с одной стороны, препятствует эффективной систематизации лесного законодательства прежде всего из-за отсутствия определения предмета правового регулирования, а с другой стороны, способен привести к многочисленным проблемам правоприменения, вызванным коллизией норм лесного законодательство и норм "непрофильных" отраслей законодательства, регулирующих смежные с лесными отношения (гражданские, земельные, налоговые, административные и другие). Без законодательно закрепленного определения предмета регулирования лесного законодательства становится трудно установить, какое законодательство является специальным, а какое - общим при регулировании отношений по рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, повышению их экологического и ресурсного потенциала. Заметим, что в ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 года законодатель предпринял попытку определить цели и задачи лесного законодательства (преамбула и статья 2 Лесного кодекса РФ 1997 года), а также его предмет - лесные отношения (статья 5).
3. Двухуровневая система лесного законодательства, предусматривающая включение в него как федеральной компо-ненты (Лесной кодекс РФ и иные федеральные законы), так и регионального лесного законодательства, обусловлена уста-новленным Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию лесных отношений между Российской Феде-рацией и субъектами Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации в этой области относятся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду, федеральная государственная собственность на леса, другие природные ресурсы и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране лесных объектов, и т.д.
Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (в том числе на леса и другие природные ресурсы); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В этой же статье Конституции РФ закреплено, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды также относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Лесное законодательство субъектов Российской Федерации формируется в соответствии с Конституцией РФ и с уче-том полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, закреп-ленных в статье 82 Лесного кодекса РФ.
В отдельных случаях в Лесном кодексе содержатся отсылочные нормы к конкретным актам лесного зако-нодательства субъекта Российской Федерации:
- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществле-ние заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 29);
- порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 30);
- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществле-ние заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков (ст. 32);
- порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается зако-ном субъекта Российской Федерации (ст. 33);
- порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ст. 35);
- правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (ст. 36);
- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Прави-тельством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 76).
В любом случае лесное законодательство субъекта Российской Федерации не должно противоречить нормам Лесного кодекса Российской Федерации. Обычно в законодательном акте регионального лесного законодательства содержится ста-тья, в которой определяется предмет регулирования лесных отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Так, в статье 1 Закона Московской области от 12 июля 2007 года N 104/2007-ОЗ "Об использовании лесов на территории Москов-ской области" <1> установлено, что Закон в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливает правила использования лесов в Московской области для ведения охотничьего хозяйства, порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, а также заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд. Кроме того, Законом регулируются отношения, связанные с заготовкой гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаются исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
--------------------------------
<1> Ежедневные новости. Подмосковье. 21.07.2007. N 130.

Чаще всего законодательство субъекта Российской Федерации является несистематизированным. В Ленинградской области, например, принято несколько актов лесного законодательства: Областные законы Ленинградской области от 13 ноября 2007 года N 160-ОЗ "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд" <1>, от 11 декабря 2007 года N 173-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области" <2>, от 8 ноября 2007 года N 155-ОЗ "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд" <3> и др. В Хабаровском крае действуют Законы Хабаровского края от 24 июня 2009 года N 250 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в области лесных отношений" <4>, от 26 декабря 2007 года N 175 "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Хабаровского края" <5>, от 14 ноября 2007 года N 157 "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Хабаровского края" <6>, от 14 ноября 2007 года N 158 "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на террито-рии Хабаровского края" <7>.
--------------------------------
<1> Вестник правительства Ленинградской области. 20.12.2007. N 76.
<2> Вестник правительства Ленинградской области. 25.12.2007. N 80.
<3> Вестник правительства Ленинградской области. 14.12.2007. N 74.
<4> Собрание законодательства Хабаровского края. 12.07.2009. N 6 (83).
<5> Собрание законодательства Хабаровского края. 31.12.2007. N 12 (65).
<6> Собрание законодательства Хабаровского края. 12.12.2007. N 11 (64).
<7> Собрание законодательства Хабаровского края. 12.12.2007. N 11 (64).

В "лесных" регионах Российской Федерации сформировано развитое лесное законодательство, особое место в котором занимают законы, устанавливающие различного рода нормативы и тарифы лесопользования: Закон Красноярского края от 6 декабря 2007 года N 3-788 "О ставках платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности края, ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности края, в целях его аренды" <1>, Закон Ивановской области от 8 декабря 2008 года N 153-ОЗ "Об установлении ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Ивановской области" <2> и др.
--------------------------------
<1> Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 28.12.2007. N 67 (219).
<2> Собрание законодательства Ивановской области. 19.12.2008. N 49 (419).

В отдельных субъектах Российской Федерации предприняты попытки систематизировать региональное лесное зако-нодательство: Закон Тульской области от 5 декабря 2007 года N 917-ЗТО "О лесах Тульской области" <1>, Закон Ярослав-ской области от 27 июня 2007 года N 55-З "О некоторых вопросах регулирования лесных отношений" <2>, Закон Омской области от 6 декабря 2007 года N 981-ОЗ "О регулировании лесных отношений в Омской области" <3>, Закон Волгоградской области от 7 апреля 2008 года N 1650-ОД "Об использовании лесов на территории Волгоградской области" <4>, Закон Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года N 26-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений" <5>, Закон Белгородской области от 16 ноября 2007 года N 164 "О реализации в Белгородской области положений Лесного кодекса Российской Федерации" <6> и др.
--------------------------------
<1> Тульские известия. 13.12.2007. N 241.
<2> Губернские вести. 29.06.2007. N 44-б.
<3> Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2007. Декабрь. N 5 (54). Часть I. Ст. 3502.
<4> Волгоградская правда. 16.04.2008. N 67.
<5> Собрание законодательства Республики Марий Эл. 26.06.2007. N 6. Ст. 292.
<6> Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2007. Ноябрь. N 116.

В части второй комментируемой статьи упоминаются указы Президента РФ, которыми могут регулироваться лесные отношения. Включение этой нормы в текст Лесного кодекса РФ представляет собой, скорее всего, отголосок правовой поли-тики 1990-х годов, вошедшей в историю российского законодательства как эпоха "указного права". В этот период Президент РФ своими указами заполнял законодательный вакуум в различных сферах экономической и социальной жизни. В настоящее время указы главы государства в реальном механизме правового регулирования утрачивают свои былые доминирующие позиции. Президент издает указы для регулирования социально-экономических отношений в случаях, которые, как правило, непосредственно предусматриваются в самом законодательном акте. В этом смысле в системе нормативных правовых актов подзаконного характера, принимаемых на федеральном уровне, центральное место занимают акты Правительства РФ.
Нормативным правовым актам Правительства РФ как источникам лесного права посвящена часть третья комменти-руемой статьи. В статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Рос-сийской Федерации" <1> закреплено, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряже-ния. При этом уточняется, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Таким образом, нормативными правовыми актами Правительства РФ, регулирующими лесные отношения, могут быть толь-ко постановления, но не распоряжения Правительства РФ.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Нормотворческие полномочия Правительства РФ в сфере правового регулирования лесных отношений устанавлива-ются непосредственно в актах лесного законодательства - Лесном кодексе РФ, Федеральном законе "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". По отдельным вопросам лесных отношений Правительство РФ, в соответствии с предписаниями лесного законодательства, обязано принять соответствующие постановления, по другим - оно может реали-зовать нормотворческие полномочия по своему усмотрению.
Заметим также, что в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Прави-тельства Российской Федерации" <1> ряд полномочий в сфере правового регулирования лесных отношений, ранее закреп-ленных за Правительством РФ непосредственно, передан федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ. Таким образом, сфера нормотворческой деятельности Правительства РФ по регулированию лесных отношений в настоящее время сузилась. Пояснения требует тот факт, что по отдельным вопросам, нормотворчество по кото-рым в силу предписаний Федерального закона N 160-ФЗ передано федеральному органу исполнительной власти, уполномо-ченному Правительством РФ, Правительством РФ в течение 2007 - 2008 гг. был принят ряд постановлений, которые про-должают действовать до тех пор, пока уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти не примет по этому вопросу соответствующий нормативный правовой акт.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616.

Сейчас Правительство РФ, согласно предписаниям Лесного кодекса РФ, наделено правом устанавливать:
- порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фон-да, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ (ст. 20);
- порядок подготовки перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждения (ст. 22);
- ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды (ст. 73);
- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности (ст. 76);
- методики распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ для осуществления передаваемых полномочий РФ в области лесных отношений (ст. 83);
- порядок расходования и учета средств, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ на осуществление полномочий РФ в области лесных отношений (ст. 83);
- размер и порядок взимания платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра (ст. 91);
- правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государ-ственный лесной контроль и надзор (ст. 96);
- порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора (ст. 96);
- порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах (ст. 97);
- таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (ст. 100);
- функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон (ст. 105).
Реализуя перечисленные полномочия, Правительство РФ принимает постановления, в которых, как правило, указыва-ются статьи Лесного кодекса РФ, в соответствии и во исполнение которых принимаются данные подзаконные нормативные правовые акты. В качестве примеров приведем Постановления Правительства РФ: от 14 декабря 2009 года N 1007 "Об ут-верждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" <1>, от 3 февраля 2010 года N 47 "Об утверждении Правил хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор" <2>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 51. Ст. 6312.
<2> Собрание законодательства РФ. 2010. N 6. Ст. 658.

Четвертая часть комментируемой статьи посвящена нормативным правовым актам федеральных органов исполни-тельной власти. В Лесном кодексе РФ содержится норма, в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных как в самом Кодексе, так и в подзаконных актах Президента РФ и Правительства РФ.
В Лесном кодексе РФ содержится большое количество норм, наделяющих федеральные органы исполнительной вла-сти принимать нормативные правовые акты в области лесных отношений (см., например, статьи 15, 26, 29, 31, 32, 34, 38, 39, 40, 41, 43 и т.д.). Так, например, в соответствии с частью 3 статьи 26 Лесного кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает форму лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи. Во исполнение упо-мянутой статьи Лесного кодекса РФ Министерство сельского хозяйство РФ издало Приказ от 8 декабря 2008 года N 529 "О Лесной декларации" <1>, которым был утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации (приложение N 1), а также ее форма (приложение N 2).
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 12.

В соответствии, например, с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса РФ уполномоченным федеральным органом испол-нительной власти устанавливаются правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. На основании этой нормы Лесного кодекса РФ Министерством природных ресурсов РФ был издан Приказ от 10 апреля 2007 года N 83 "Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений" <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 27.

Количество отсылочных норм к федеральным органам исполнительной власти значительно увеличилось после принятия уже упоминавшегося Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым отдельные нормотворческие полномочия в сфере лесных отношений, ранее закрепленные за Правительством РФ, были переданы федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ (например, ч. 5 статьи 19, ч. 6 ст. 29, ч. 3 ст. 50, ч. 4 ст. 53, ч. 3 ст. 55, ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 67, ч. 5 ст. 74, ч. 5 ст. 77, ч. 5 ст. 86, ч. 5 ст. 90 и т.д.).
Административная реформа в Российской Федерации внесла существенные коррективы в нормотворческую деятель-ность на подзаконном уровне. В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре феде-ральных органов исполнительной власти" <1> осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности возложено на федеральные министерства (указами Президента РФ могут быть установлены случаи, когда иные федеральные органы исполнительной власти (например, службы) могут в порядке исключения принимать нормативные правовые акты). Таким образом, в системе федеральных органов исполнительной власти министерства наделяются полномочиями издавать на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

В сфере лесных отношений такими федеральными министерствами являются Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Министерство сельского хозяйства РФ. В Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года N 404 <1>, установлено, что Минприроды России осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охра-ны природных ресурсов, включая леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий. Соответствен-но, Минсельхоз России осуществляет нормативно-правовое регулирование в области лесных отношений, за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года N 450 <2>).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.
<2> Собрание законодательства РФ. 2008. N 25. Ст. 2983.

Часть 5 комментируемой статьи посвящена нормативным правовым актам, регулирующим лесные отношения, кото-рые издают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение Лесного кодекса РФ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Прези-дента РФ и постановлений Правительства РФ.
В отдельных случаях (ч. 4 ст. 76, ч. 3 ст. 77, ч. 3 ст. 86, ч. 2 ст. 87 и т.д.) Лесной кодекс РФ непосредственно предписы-вает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять акты, регулирующие лесные отношения. В других случаях это делается опосредствованно - через определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (ст. 82) и случаев передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 83).
Вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отноше-ний затронут также в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> (подп. 60 п. 2 ст. 26.3).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

На уровне субъекта Российской Федерации нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие лесные отношения, могут приниматься:
- высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа го-сударственной власти субъекта Российской Федерации): Указ губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 года N 60-уг "Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" <1>, Указ губернатора Новгородской области от 26 декабря 2008 года N 304 "Об утверждении Лесного плана Новго-родской области" <2>, Указ главы Республики Карелия от 31 декабря 2007 года N 195 "Об утверждении Положения о Мини-стерстве лесного комплекса Республики Карелия" <3>;
--------------------------------
<1> Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 28.04.2008. N 19 (240).
<2> Новгородские ведомости (официальный выпуск). 15.04.2009. N 8.
<3> Карелия. 14.02.2008. N 16.

- правительством субъекта Российской Федерации: Постановление Правительства Хабаровского края от 4 июня 2008 N 135-пр "Об утверждении Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края" <1>, Постановление Прави-тельства Омской области от 27 марта 2008 года N 34-п "Об утверждении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан" <2>;
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Хабаровского края. 12.07.2008. N 6 (71).
<2> Омская правда. 10.04.2008. N 49.

- органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в области использова-ния, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и зако-нодательством субъекта Российской Федерации: Приказ Госкомлеса Республики Хакасия от 29 сентября 2009 года N 357 "Об организации использования лесов в целях осуществления гражданами сельскохозяйственной деятельности для собст-венных нужд" <1>, Приказ Министерства природных ресурсов Калужской области от 22 января 2009 года N 7 "О Перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор" <2>, Приказ Департамента лесного хозяй-ства Краснодарского края от 26 июня 2009 года N 378 "Об утверждении Порядка заключения гражданами договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" <3> и т.д.
--------------------------------
<1> Хакасия. 26.11.2009. N 224.
<2> Весть. 04.03.2009. N 72 - 74.
<3> Кубанские новости. 12.08.2009. N 133.

В части 6 комментируемой статьи содержится упоминание о муниципальных нормативных правовых актах, регули-рующих лесные отношения. Такие акты принимаются органами местного самоуправления на основании и во исполнение Лесного кодекса РФ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, могут приниматься органами местного само-управления только в пределах установленных полномочий. Муниципальный правовой акт принимается по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.
Вопросы местного значения, относящиеся к предмету лесного законодательства, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" <1> (пункты 19 и 32 ч. 1 ст. 14, пункты 25 и 38 ч. 1 ст. 16 и др.). Наряду с этим, в самом Лесном кодексе РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений (ст. 84).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Реализуя свои полномочия, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, становя-щиеся источниками лесного права (например, Постановление главы г. Красноярска от 4 августа 2009 г. N 287 "Об утвержде-нии Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска" <1>, Постановление администрации Валдайского муниципального района Новгородской области от 8 февраля 2006 года N 83 "О порядке предоставления участков лесного фонда для отпуска древесины населению" <2>, решение Собрания депутатов муниципального образования "Оршанский муниципальный район" от 25 декабря 2007 года N 404 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов, ставках платы за единицу объема древесины и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности муниципального образования "Оршанский муниципальный район" <3> и т.д.).
--------------------------------
<1> Городские новости. 12.08.2009. N 118.
<2> Валдай. 14.03.2006. N 31.
<3> Вперед. 11.01.2008. N 1.

В тексте муниципальных правовых актов, регулирующих лесные отношения, как правило, содержится указание на за-конодательные и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми были приняты муниципальные источники лесного права. Например, в решении Думы г. Братска от 26 сентября 2008 года N 540/г-Д <1>, которым утверждено Положе-ние о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собст-венности муниципального образования города Братска, отмечается, что данный муниципальный правовой акт принят в це-лях установления единого порядка ведения лесного хозяйства, на основании статей 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 84 Лесного кодекса РФ.
--------------------------------
<1> Братские вести. 06.10.2008. N 68.