Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 20. Право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы

1. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

2. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ статья 20 настоящего Кодекса дополнена частью 3

3. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.


<Статья 19 | Статья 20 | Статья 21>

Научно-практический комментарий:

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, добы-тые при использовании леса в установленном законом порядке, возникает по основаниям, предусмотренном гражданским законодательством. Важно заметить, что право собственности может возникать только при использовании лесов в порядке, предусмотренном законом. Согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации возможны следующие виды использования лесов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Таким образом, перечень видов использования лесов подлежит расширительному толкованию. При этом иные виды использования лесов могут осуществляться исключительно в соответствии с целевым назначением земель, на которых рас-полагаются леса и при соблюдении правил лесопользования. Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель в Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительно-стью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предна-значенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Согласно части 6 статьи 101 Земельного кодекса РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Земельным кодек-сом РФ и лесным законодательством. Таким образом, установленный правовой режим приобретения права собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы применяется к гражданам и юридическим лицам только в том случае, если они используют леса в соответствии с действующим законодательством, являются добросовестными титульными владельцами. Лесные участки и лесные насаждения должны быть предоставлены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством. Лесные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Лесные насаждения могут передаваться по договору купли-продажи.
В Лесном кодексе РФ не установлено определений граждан и юридических лиц. В связи с этим возникает неопреде-ленность относительно возможности использования лесов иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также возникновения у них права собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы. Важно, что согласно статье 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обя-занности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом необходимо учесть, что согласно части 3 статьи 71 и части 3 статьи 75 Лесного кодекса РФ к договорам аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений применяются положения об аренде и о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Согласно абзацу 4 статьи 2 Гражданского кодекса РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отно-шениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следует согласиться с мнением проф. А.А. Ялбулганова о том, что Лесной кодекс РФ, с одной стороны, не указывает иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в составе участников лесных отношений, но с другой - не содержит запрета на заключение этими категориями лиц договоров аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, исходя из положений Конституции РФ и ГК РФ названные категории лиц могут заключать соответствующие договоры <1>.
--------------------------------
<1> См.: Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007.

По смыслу статей Лесного кодекса РФ по общему правилу лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может использовать леса в предусмотренных случаях. Согласно части 3 статьи 25 Лесного кодекса РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. Кроме того, согласно части 1 статьи 29, части 1 статьи 31, части 1 статьи 32, части 1 статьи 34, части 1 статьи 36, части 1 статьи 39, части 1 статьи 42, части 1 статьи 46 Лесного кодекса РФ заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства на лесных участках, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, создание лесных плантаций и их эксплуатация, переработка древесины и иных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность. Однако Лесной кодекс может содержать исключения, при которых использование лесов разрешается только гражданам для собственных нужд, не связанных с предпринимательской и иной коммерческой деятельностью (см. часть 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Важно заметить, что согласно комментируемой статье объектами права собственности граждан и юридических лиц могут быть только древесина и иные добытые лесные ресурсы, но не лесные участки. Таким образом, основания приобрете-ния права собственности граждан и юридических лиц, предусмотренные гражданским законодательством, применяются только к древесине и иным добытым лесным ресурсам.
По смыслу части 1 комментируемой статьи древесина является видом лесных ресурсов.
Лесные ресурсы - 1) вид природных ресурсов; 2) (для целей Лесного кодекса Российской Федерации) древесина; жи-вица; недревесные лесные ресурсы (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы); пи-щевые лесные ресурсы; лекарственные растения; выращиваемые в лесах лесные растения (плодовые, ягодные, декоратив-ные, лекарственные) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов. М., 2008.

Правовой режим приобретения права собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы основывается на нормах главы 14 Гражданского кодекса РФ.
Следует отметить предусмотренные законом основания приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности, применимые к таким объектам вещных прав, как древесина и иные лесные ресурсы.
1. Приобретение права собственности на плоды, полученные в результате использования имущества.
Согласно статье 136 и абзацу 2 части 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на плоды, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.
Древесина и иные добытые лесные ресурсы могут рассматриваться в качестве плодов. Под плодами понимаются про-дукты естественного происхождения, являющиеся результатом органического развития животных и растений <1>. При этом по смыслу статей 136 и абзаца 2 части 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ для приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на плоды последние должны быть получены при одновременном наличии двух условий.
--------------------------------
<1> См.: Гражданское право России. Часть первая: Учебник / Под ред. В.П. Мозолина и А.И. Масляева. М., 2005.

1.1. Плоды должны быть получены в результате использования имущества, из которого они произошли. Под исполь-зованием имущества следует понимать реализацию субъективного права (правомочия) пользования - ограниченного вещно-го права.
Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления <1>. В части 1 комментируе-мой статьи предусматривается использование леса. В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса РФ лес рассматривается как экологическая система или как природный ресурс. При этом согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ. Придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам главы 5 Лесного кодекса РФ. Представляется, что в контексте реализации вещного (имущественного) правомочия пользования необходимо рассматривать понятие "лес" в узком смысле - в качестве лесного участка. Лесные участки и лесные насаждения являются объектами имущественных прав. В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимым вещам (недвижимость). Согласно статье 128 Гражданского кодекса РФ вещи относятся к объектам гражданских прав. В отношении данных объектов могут возникать вещные права, опосредующие абсолютные гражданско-правовые отношения:
--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Гражданское право: В 2 т. Том I" (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно пуб-ликации - Волтерс Клувер, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М., 2007.

- право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
- право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
- право аренды лесных участков;
- право безвозмездного срочного пользования лесными участками.
При этом необходимо отметить, согласно части 1 статьи 21 Земельного кодекса РФ сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, если оно приобретено гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ - до 30 декабря 2001 года (см. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <1>). Однако предос-тавление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земель-ного кодекса РФ не допускается. Данное положение распространяется и в отношении лесных участков.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

1.2. Плоды должны быть получены в результате законного использования лесных участков.
Граждане и юридические лица приобретают право собственности на плоды, полученные в результате использования имущества, которые принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании - на основании действующего права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками; права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут); права аренды лесных участков; права безвозмездного срочного пользования лесными участками; права пожизненного наследуемого владения лесными участками.
2. Приобретение права собственности на древесину и иные лесные ресурсы посредством совершения сделок.
Важно учесть, что по смыслу комментируемой статьи граждане и юридические лица, приобретающие право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, должны использовать лесные участки в порядке, предусмотренном законом.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собствен-ника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Сделками на основании статьи 153 Гражданского кодекса РФ признаются действия граждан и юридических лиц, на-правленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или пре-кращении гражданских прав и обязанностей. Для заключения договора всегда необходимо согласованное волеизъявление двух или более лиц. Важно, что в соответствии с частями 2 и 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заклю-чить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут за-ключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях пра-вила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
3. Приобретение права собственности на древесину и иные лесные ресурсы при отсутствии собственника.
В случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
4. Приобретение права собственности на древесину и иные лесные ресурсы вследствие обращения в собственность общедоступных для сбора вещей.
Согласно статье 221 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, дан-ным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Следует заметить, что граждане и юридические лица, которые приобрели право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, одновременно обладают совокупностью правомочий: правами владения, пользования и распоряжения дан-ными объектами. Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совер-шать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Важно, что в соответствии с частью 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собст-венником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Древесина и иные лесные ресурсы отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам имущественных прав. Для введения лесных ресурсов в гражданский оборот необходимо наличие норм, допускающих отчуждение или переход прав на них. Важно, что названные нормы могут устанавливаться только законом. При этом следует выделить категории объектов (лесных ресурсов) в зависимости от ограничения их оборотоспособности.
1. Объекты, изъятые из оборота.
Данные объекты прямо указаны в законе.
Совершение любых сделок с данными объектами и изменение их собственника не допускается.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <1> природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). В частности, не допускается предоставление в аренду лесных участков на территориях государственных природных заповедников.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

2. Объекты, ограниченные в обороте.
Возможность совершения сделок с данными объектами существенно ограничена.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Согласно части 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от од-ного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает режим государственной собственности на древесину, которая получена при определенных в Лесном кодексе Российской Федерации условиях.
Российская Федерация как публично-правовое образование является самостоятельным участником лесных правовых отношений. Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса от имени Российской Федерации в лесных отношениях участвуют органы государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Необходимо рассмотреть условия получения древесины, в отношении которой устанавливается режим собственности Российской Федерации.
1. Древесина должна быть получена при использовании лесов.
Понятие "использование лесов" является широким понятием, включающим в себя, по существу, понятия "лесопользо-вание" и "землепользование, осуществляемое на лесном участке". Использование лесов можно определить как извлечение полезных свойств леса как природного объекта и природного ресурса и полезных свойств земельного участка, на котором произрастает лес <1>.
--------------------------------
<1> Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009.

Важно, что согласно части 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
2. Древесина должна быть получена при использовании лесов, расположенных исключительно на землях лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Правовой режим земель лесного фонда установлен в главе XVIII Земельного кодекса Российской Федерации. В соот-ветствии со статьей 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и дру-гие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Использование лесов, расположенных на землях иных категорий, по общему правилу части 2 комментируемой статьи не влечет возникновения права собственности Российской Федерации на древесину.
3. Использовании лесов должно осуществляться в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ.
К видам использования лесов, при которых возникает право собственности Российской Федерации на древесину, от-несены:
- использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений по-лезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса РФ);
- использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (статья 44 Лесного кодекса РФ);
- использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса РФ);
- использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (статья 46 Лесного кодекса РФ).
В части 3 комментируемой статьи называется орган государственной власти, уполномоченный устанавливать порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации - Правительство Российской Федерации.
Древесина как движимое имущество может быть объектом сделок. При этом согласно части 3 статьи 129 Гражданско-го кодекса Российской Федерации природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <1> природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Таким образом, древесина наряду с иными лесными ресурсами отнесена к ограниченно оборотоспособным объектам имущественных прав. Для введения древесины в граждан-ский оборот необходимо наличие норм, допускающих отчуждение или переход прав на нее. Согласно части 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособность древесины и иных лесных ресурсов определяется либо федеральным зако-ном, либо в установленном им порядке подзаконными нормативными правовыми актами.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

По смыслу части 1 комментируемой статьи древесина является видом лесных ресурсов.
Лесные ресурсы - 1) вид природных ресурсов; 2) (для целей Лесного кодекса Российской Федерации) древесина; жи-вица; недревесные лесные ресурсы (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы); пи-щевые лесные ресурсы; лекарственные растения; выращиваемые в лесах лесные растения (плодовые, ягодные, декоратив-ные, лекарственные) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов. М., 2008.

Правительством Российской Федерации установлены Правила реализации древесины, которая получена при исполь-зовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации <1> (далее - Правила реализации древесины).
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3840.

В названном Постановлении Правительства Российской Федерации под древесиной понимаются необработанные круглые лесоматериалы (пункт 2).
Правила реализации древесины, установленные Правительством Российской Федерации, применяются при одновре-менном наличии следующих условий.
1. Древесина должна быть получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Правовой режим земель лесного фонда установлен в главе XVIII Земельного кодекса РФ.
2. Древесина должна быть получена в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации:
- при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса РФ);
- при использовании лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (статья 44 Лесного кодекса РФ);
- при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, до-рог, трубопроводов и других линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса РФ);
- при использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (статья 46 Лесного кодекса РФ).
Данный перечень предусмотрен в пункте 1 Правил реализации древесины. По конструкции части 3 комментируемой статьи и пункта 1 Правил реализации древесины указанный перечень является исчерпывающим. Таким образом, порядок, установленный Правилами реализации древесины, применяется только в том случае, если древесина получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, и в соответствии с целями, указанными в статьях 43 - 46 Лесного кодекса РФ.
Реализация представляет собой введение данного объекта вещных прав в имущественный оборот. Оборот лесных ре-сурсов представляет собой регламентированную правовыми нормами систему юридических актов, направленных на отчуж-дение и (или) переход субъективных прав на древесину и иные лесные ресурсы от одного лица к другому. Юридическими актами реализации древесины являются договоры как двусторонние и многосторонние сделки. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных до-говоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Однако к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в сме-шанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В части 3 комментируемой статьи не конкретизируется понятие "реализация" применительно к такому объекту вещ-ных прав, как древесина. В Правилах реализации древесины предусматривается заключение договоров купли-продажи. При этом на стороне продавца выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) <1>, на стороне покупателя - юридические и физические лица, использующие леса для целей, указанных в пункте 1 Правил реализации древесины (см. перечень целей использования лесов выше). Важно, что Правила реализации древесины не рас-пространяются на лиц, заключивших договор аренды лесного участка для заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Возможность совершения иных видов сделок в Правилах реализации древесины не преду-смотрена. Таким образом, под "реализацией древесины" по смыслу части 3 комментируемой статьи следует понимать за-ключение Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (продавцом) с юридическими и физиче-скими лицами (покупателями), использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Феде-рации, договоров купли-продажи древесины.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению госу-дарственным имуществом" // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

Заключению договора купли-продажи древесины предшествуют организационные меры, предусмотренные Правилами реализации древесины. Их можно объединить в рамках нескольких этапов.
1. Предоставление покупателями необходимой информации в уполномоченный орган государственной власти.
Юридические лица и граждане вправе обратиться в уполномоченный орган государственной власти с заявкой на при-обретение древесины, полученной при использовании ими лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии с целями, указанными в статьях 43 - 46 Лесного кодекса РФ. Важно заметить, что согласно пункту 6 Правил реализации дре-весины местом нахождения древесины признается лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, указанных в статьях 43 - 46 Лесного кодекса РФ. При этом перемещение древесины допускается по согласованию с продав-цом (Федеральным агентством по управлению государственным имуществом).
Содержание указанной информации составляют сведения об объемах и породном составе вырубаемой древесины.
Важно, что покупатели должны направить указанную информацию не позднее 15 дней до завершения рубки древеси-ны.
В Правилах реализации древесины предусмотрен дифференцированный подход к определению уполномоченного ор-гана государственной власти, в который направляется указанная информация.
1.1. По общему правилу покупатели должны направить указанную информацию в орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
1.2. Если же лесной участок расположен на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление отдельных полномочий не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Лесным кодек-сом Российской Федерации, то информация направляется в тот же срок, но в территориальный орган Федерального агентст-ва лесного хозяйства (уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений). Данный порядок на-правления информации применяется, если в отношении земель лесного фонда, на которых расположен лесной участок, органам государственной власти субъекта Российской Федерации не передано осуществление полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организации и проведению соответствующих аукционов (см. части 1 и 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ, пункт 7 Правил реализации древесины).
2. Направление уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений информации продавцу древесины для публикации сведений о реализации.
На стороне продавца выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению госу-дарственным имуществом" // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

Уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины направляет продавцу следующие сведения о лицах, использующих леса в соответствии с целями, указанными в статьях 43 - 46 Лесного Кодекса РФ, а также сведения о лесном участке:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество - для физического лица;
б) реквизиты договоров аренды лесных участков и безвозмездного срочного пользования или решения о предоставле-нии лесных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и ограниченного пользования чужими лесными уча-стками (сервитут);
в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства и его кадастровый но-мер (при наличии);
г) сведения об объеме, породном составе и стоимости древесины. При этом стоимость древесины рассчитывается ис-ходя из ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 <1>;
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3840.

д) срок завершения рубки лесных насаждений.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Продавец осуществляет публикацию сообщения в течение 5 рабочих дней со дня получения данных сведений, направленных уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений.
В сообщении указываются:
а) количество и породный состав древесины;
б) цена древесины;
в) место нахождения древесины с указанием номеров кварталов, лесотаксационных выделов соответствующего лесничества, кадастровый номер лесного участка (при его наличии);
г) наличие подъездных путей или дорог к месту нахождения древесины;
д) возможность самостоятельного ознакомления покупателя с качеством древесины и вывоза ее собственными силами;
е) место, сроки и форма подачи заявки на приобретение древесины;
ж) проект договора купли-продажи древесины;
з) срок заключения договора купли-продажи древесины;
и) условия и срок вывоза древесины;
к) реквизиты банковского счета продавца;
л) информация о проведении аукциона по продаже древесины в случае регистрации 2 и более заявок на ее приобрете-ние.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
3. Определение цены древесины и предъявление заявок на заключение договора купли-продажи.
Реализация древесины осуществляется в виде предложения с понижением стоимости до минимальной цены (цены от-сечения).
Согласно подпункту "г" пункта 8 Правил реализации древесины стоимость древесины рассчитывается исходя из ста-вок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" <1>. Ставки, предусмотренные данным Постановлением Правительства Российской Федерации, дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2787.

Согласно пункту 13 Правил реализации древесины начальная цена древесины определяется в размере 2-кратной стоимости древесины, определенной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В случае отсутствия заявок на приобретение древесины осуществляется снижение цены. При отсутствии заявок через 15 дней со дня опубликования первоначального сообщения о реализации публикуется повторное сообщение о реализации древесины, в котором указывается снижение начальной цены в соответствии. Снижение начальной цены древесины осуще-ствляется двумя шагами по 25 процентов начальной цены древесины. При этом минимальная цена древесины (цена отсече-ния) устанавливается в размере стоимости древесины, указанной в сведениях об объеме, породном составе и стоимости дре-весины уполномоченного органа исполнительной власти в области лесных отношений.
Заявки представляются в течение 10 рабочих дней со дня публикации сообщения о реализации древесины по месту, указанному в данном сообщении. В заявке покупателем указываются:
- информация о цене древесины, опубликованная в сообщении о реализации;
- место нахождения древесины;
- согласие на заключение договора купли-продажи древесины.
Согласно пункту 17 Правил реализации древесины заявка может быть направлена почтой или вручена продавцу под расписку.
По результатам рассмотрения заявки продавец (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) принимает одно из двух решений:
- регистрирует заявку;
- отказывает в рассмотрении заявки.
Согласно пунктам 18 и 19 Правил реализации древесины отказ в рассмотрении заявки возможен в случаях:
- если заявка подана по истечении срока приема заявок;
- если заявка представлена с нарушением порядка, установленного пунктом 16 Правил реализации древесины, т.е. по-дана с нарушением сроков, места предъявления или не содержит необходимой информации (о цене древесины, месте ее на-хождения, согласии на заключение договора ее купли-продажи).
При поступлении одной заявки покупателем признается лицо, подавшее данную заявку в установленном порядке. О признании его покупателем заявитель уведомляется способом связи, который был указан в заявке.
4. Заключение договора купли-продажи древесины.
Заявитель, признанный покупателем, в течение 5 рабочих дней со дня его уведомления представляет продавцу (в Фе-деральное агентство по управлению государственным имуществом) подписанный им проект договора купли-продажи древесины. При этом продавец в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта договора купли-продажи древесины совершает одно из двух действий:
- подписывает проект договора купли-продажи древесины и направляет копию покупателю;
- отклоняет представленный проект договора.
Важно, что возможно только мотивированное отклонение проекта договора купли-продажи древесины.
Продавец (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) вправе отклонить представленный проект договора, если он не соответствует проекту договора купли-продажи, опубликованному в сообщении продавца о реализации древесины.
В случае если признанное покупателем лицо не представит в установленный срок подписанный им проект договора купли-продажи древесины, публикуется повторное сообщение о реализации древесины, в котором указывается о снижении начальной цены.
Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находя-щихся в государственной или муниципальной собственности, а также форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 406 "О договоре куп-ли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собствен-ности" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3293.

Необходимо учесть, что согласно пункту 24 Правил реализации древесины договор купли-продажи древесины должен содержать положения о возникновении у покупателя права собственности на древесину только после полной оплаты ее цены. Передача древесины осуществляется без акта приема-передачи.
Покупатель древесины обязан вывезти приобретенную древесину в течение 30 дней со дня заключения договора куп-ли-продажи древесины. Ответственность покупателя за невывоз древесины в установленные сроки устанавливается догово-ром купли-продажи древесины.
Средства от реализации древесины подлежат зачислению в установленном порядке в доход федерального бюджета.
В случае если после опубликования сообщения о продаже древесины по цене отсечения не была подана ни одна заяв-ка, продажа древесины признается несостоявшейся.
Важно, что в случае подачи более одной заявки реализация древесины осуществляется путем проведения аукциона в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" <1>. При этом согласно пункту 28 Правил реализации древесины начальная цена аукциона определяется в размере 2-кратной стоимости древесины, определенной исходя из ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных в соответствии с Постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". При этом "шаг аукциона" устанавливается продав-цом (Федеральным агентством по управлению государственным имуществом).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3229.

Согласно пункту 29 Правил реализации древесины продавец в течение 3 дней со дня заключения договора купли-продажи древесины осуществляет публикацию сообщения об итогах продажи древесины в тех же средствах массовой ин-формации, в которых было опубликовано сообщение об ее продаже. В сообщении указываются наименование покупателя, количество древесины и цена ее продажи, а также реквизиты заключенного договора. В случае если продажа древесины была признана несостоявшейся, сообщение об этом не публикуется.