Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 40. Использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности

1. Леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями.

2. Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду.

3. Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


<Статья 39.1 | Статья 40 | Статья 41>

Научно-практический комментарий:

Частью 1 комментируемой статьи установлен перечень субъектов, которые могут использовать леса для осуществле-ния научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. К ним относятся научные организации и обра-зовательные организации. В соответствии со ст. 11.1 Закона об образовании негосударственные и государственные образо-вательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законода-тельством РФ для некоммерческих организаций. Значительное число научных организаций (академий, институтов), зани-мающихся изучением лесных проблем, не являются коммерческими организациями. Научная деятельность по исследованию леса осуществляется в национальных парках и заповедниках, в лесных музеях.
В части 2 комментируемой статьи определено, что лесные участки для данного вида использования лесов могут быть предоставлены:
1) государственным и муниципальным учреждениям - на праве постоянного (бессрочного) пользования;
2) иным научным и образовательным организациям - на основании договора аренды лесного участка.
Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом МПР от 28 мая 2007 г. N 137 были утверждены Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя:
1) осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса;
2) проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
К использованию лесов для осуществления образовательной деятельности относятся создание и использование на лесных участках объектов учебно-практической базы (полигонов, опытных площадок для изучения природы леса, обучения методам таксации леса, проведения рубок лесных насаждений, работ по лесовосстановлению, охране, защите, воспроизвод-ству лесов и других мероприятий) в области изучения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, иных компо-нентов природы, объектов необходимой лесной инфраструктуры для закрепления на практике у обучающихся специальных знаний и навыков.
Также п. п. 3 - 7 Правил установлено следующее.
1. Использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов.
2. При использовании лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности допускаются:
- установка специальных знаков, информационных и иных указателей, отграничивающих территорию, на которой осуществляются образовательная деятельность, научно-исследовательские работы;
- рубка лесных насаждений в научных и образовательных целях;
- создание лесной инфраструктуры
- осуществление экспериментальной деятельности по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов в целях разработки, опытно-производственной проверки и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- испытание химических, биологических и иных средств для изучения их влияния на экологическую систему леса;
- создание и использование объектов учебно-практической базы;
- иные виды работ, предусмотренные проектом освоения лесов.
3. При осуществлении использования лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности исключа-ются случаи:
- повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;
- захламления предоставленного лесного участка и территории за его пределами строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;
- загрязнения площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактив-ными веществами;
- проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным маршрутам вне дорог за пределами предостав-ленного лесного участка.
4. Лица, использующие леса для научно-исследовательской и образовательной деятельности, обеспечивают:
- регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и ес-тественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, токсичными вещества-ми;
- восстановление нарушенных в процессе деятельности дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мос-тов, других гидротехнических сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
- принятие необходимых мер по предотвращению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также по ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
5. Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности, подлежат рекультивации в срок не более 1 года после завершения соответствующего этапа работ. На участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии почвы должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой деревьев и кустарников на склонах.