Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.


<Статья 50 | Статья 51 | Статья 52>

Научно-практический комментарий:

1. Глава 3 комментируемого Кодекса содержит десять статей, определяющих правовые основы регулирования отно-шений, связанных с охраной и защитой лесов.
Комментируемая статья содержит общие положения по охране и защите лесов. Все леса на территории Российской Федерации подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В целом охрана лесов от пожаров предполагает осуществление комплекса мероприятий по предупреждению, обнару-жению, ограничению распространения и тушению пожаров в лесах. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Кроме того, установлены Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417.
Комментируемая статья указывает на защиту лесов от вредных организмов. Новеллой комментируемого Кодекса яв-ляется понятие "вредные организмы", содержание которого раскрывается в ч. 1 ст. 54. Защита лесов от вредных организмов предполагает такие мероприятия, как проектирование и проведение профилактических мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, санитарно-оздоровительные мероприятия, проектирование и осуществление истребительных мероприятий в очагах вредителей, болезней леса, мероприятия по защите лесной продукции, в том числе заготовленной древесины и лесоматериалов, специальные экспедиционные лесопатологические обследования, лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций и контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование санитарного состояния лесов.
Деятельность по защите лесного фонда Российской Федерации от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера, а также по осуществлению лесозащитных мероприятий регламентируется Положением о защите лесов от вредителей леса, утвержденным Рослесхозом 19 марта 1998 г.
Единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, установлены Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесозащитное районирование, авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные меро-приятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного нега-тивного воздействия), установление санитарных требований к использованию лесов, лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг (ст. 55).
Понятие "лесопатологический мониторинг" раскрывается в ч. 1 ст. 56 комментируемого Кодекса. Порядок организа-ции и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2007 г. N 174 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга" <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2007 г. N 174 "Об утверждении Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 30.07.2007. N 31.
В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы, порядок организации и выполнения которых регулируется Правилами организации и осуществления авиационных работ по защите лесов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2007 N 385 <1>, и Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Рослесхозом от 22 сентября 1997 г. N 122.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 19.06.2007 N 385 "Об утверждении Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов" // Собрание законодательства РФ. 25.06.2007. N 26. Ст. 3189.

Комментируемая статья устанавливает, что леса подлежат охране и от загрязнения радиоактивными веществами. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ были утверждены Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов <1>, которые устанавливают особенности выполнения работ по охране лесов, разработке и осуществлению профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов.
--------------------------------
<1> Приказ МПР России от 17.04.2007 N 101 "Об утверждении Особенностей охраны лесов, разработки и осуществле-ния профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов" (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2007 N 9445) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.05.2007. N 22.

К числу мер по охране лесов относится также охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кус-тарников, лиан, иных лесных растений.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 комментируемого Кодекса, охраняют и защищают леса. В соответствии со ст. 81 органы государственной власти Российской Федерации устанавливают:
- правила пожарной и санитарной безопасности в лесах;
- порядок организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;
- особенности охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработку и осуществление профилактических и реа-билитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;
- формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;
- порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).
В соответствии со ст. 83 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Фе-дерации осуществление полномочий по организации охраны лесов, в том числе осуществления мер пожарной безопасности, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, вос-производства (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, а также ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в том числе и в области охраны и за-щиты лесов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (см. подробнее комментарий к ч. 2 ст. 84).
3. Основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком является невыполнение гражданами, юридическими лицами, которые осуществляют использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов.