Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 68. Содержание лесоустройства

1. Лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) проектирование лесных участков;

4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) таксацию лесов;

6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

2. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".

3. В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.


<Статья 67 | Статья 68 | Статья 68.1>

Научно-практический комментарий:

Пункт 1 части 1 комментируемой статьи раскрывает один из видов мероприятий по лесоустройству - проектирование лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области охраны, защиты, использования, воспроизводства лесов. Они могут располагаться на землях лесного фонда, на землях обороны и безопасно-сти, на которых расположены леса, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, на землях осо-бо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесопарки организуются вокруг населенных пунктов, вблизи транспортных путей, водных объектов, в лесных массивах, наиболее посещаемых населением. Границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципального образования в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации. Изменение границ лесопарков, лесничеств возможно при существенном изменении в развитии транспортной инфраструктуры, интенсивности использования лесов и лесного хозяйства. Количество лесопарков, лесничеств, их границы устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в соответствии с Положением о Министерстве природных ресур-сов и экологии РФ, утвержденным Постановлением Правительства от 29 мая 2008 года N 404 <1>, утверждает лесохозяйст-венные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 02.06.2008. N 22. Ст. 2581.

Необходимо отметить такое должностное лицо государственного органа управления лесным хозяйством, осуществ-ляющее руководство ведением лесного хозяйства в лесах лесничества, государственный контроль за состоянием, использо-ванием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, как лесничий. Лесничий при осуществлении своей деятельности руко-водствуется Положением о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства (утверждено руководителем Федеральной службы лесного хозяйства РФ 3 мая 1995 года) <1>. Данное должностное лицо осуществляет свою деятельность во взаимо-действии с органами местного самоуправления, правоохранительными, природоохранными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
--------------------------------
<1> Документ опубликован не был. См.: Экспертная юридическая система "LEXPRO".

Проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется с целью установления количества лесничеств и лесопарков, закрепления на местности местоположения их границ. При осуществлении проектирования происходит деление указанных территорий на лесные кварталы. Документами, составляемыми при проектировании, являются: ведомости и схемы проекти-руемого деления лесов на лесничества и лесопарки и их территорий на лесные кварталы с указанием номеров лесных квар-талов, пояснительная записка с обоснованием соответствующего деления.
Проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ обеспечива-ются Федеральным агентством лесного хозяйства.
Проектированием лесопарков и лесничеств являются разработка и обоснование предложений по установлению границ лесопарков и лесничеств, а также по разделению их территории на участковые лесничества и лесные кварталы.
Информация о лесничествах и лесопарках содержится в государственном лесном реестре.
По результатам проектирования лесничеств и лесопарков составляется следующая лесоустроительная документация:
- ведомость, схемы (в том числе карты-схемы с указанием границ) проектируемого деления лесов на лесничества и ле-сопарки;
- пояснительная записка с обоснованием территориального размещения или предложений по изменению границ и площадей лесничеств (лесопарков).
Пункт 2 части 1 комментируемой статьи говорит о таком виде лесоустройства, как проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов.
Эксплуатационные леса представляют собой леса, которые подлежат освоению для обеспечения максимально эффек-тивного получения высококачественной древесины, других лесных ресурсов и продуктов их переработки с целью сохране-ния полезных функций лесов. Отнесение лесов к данной категории и определение местоположения и их границ происходит по результатам лесоустройства.
Защитными лесами являются леса, подлежащие освоению в целях сохранения водоохранительных, защитных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и других полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что данное использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Лесной кодекс в статье 102 определяет следующие категории защитных лесов:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
- леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомо-бильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- зеленые зоны, лесопарковые зоны;
- городские леса;
- леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса, включая:
- государственные защитные лесные полосы;
- противоэрозионные леса;
- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
- леса, имеющие научное или историческое значение;
- орехово-промысловые зоны;
- лесные плодовые насаждения;
- ленточные боры.
Что касается резервных лесов, то это леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древе-сины.
К особо защитным участкам лесов относятся относительно небольшие участки леса, выполняющие важную роль при осуществлении берегозащитных, почвозащитных и других функций. Для сохранения экологических функций на таких уча-стках устанавливается особый режим ведения лесного хозяйства и использования лесов. К особо защитным участкам лесов относятся:
- берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
- опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
- постоянные лесосеменные участки;
- заповедные лесные участки;
- участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
- места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
- другие особо защитные участки лесов.
Подготовка необходимой документации и предложений по выделению особо защитных участков леса может быть произведена государственными лесоустроительными предприятиями, проектно-изыскательскими или научно-исследовательскими организациями Рослесхоза по договорам с владельцами лесного фонда, государственными органами управления лесным хозяйством.
Также возможна подготовка указанных выше предложений и документации специалистами различных сельскохозяй-ственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков и установление их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам и установление их границ является полномочием Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).
Проектирование эксплуатационных, резервных, защитных лесов осуществляется в пределах лесопарка, лесничества на основании анализа использования лесов и их состояния, а также перспектив их освоения в различных целях, развития, с учетом документов территориального планирования, особо охраняемых природных территорий.
Что касается проектируемых при лесоустройстве особо защитных участков лесов, то они выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. Их границы наносятся на картографические материалы, определяются площади, приводятся количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений, также приводятся характеристики, которые имеют существенное значение при обосновании необходимости отнесения леса к особо защитному участку леса.
Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов осуществляется для подразделения лесов на виды по их целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов в указанных лесах.
Информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, а также об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий содержится в государственном лесном реестре.
По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов составляется следующая лесоустроительная документация:
- ведомость и схемы (с указанием границ, площади) деления лесов по целевому назначению, по категориям защитных лесов;
- пояснительная записка с обоснованием подразделения лесов и с приведением сведений о ранее действовавшем их разделении;
при проектировании особо защитных участков лесов:
- ведомость проектируемых особо защитных участков лесов с указанием участковых лесничеств и номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов;
- пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.
В пункте 3 части 1 комментируемой статьи говорится о таком виде лесоустройства, как проектирование лесных участков.
Лесные участки - это участки из состава земель лесного фонда или земельные участки из состава земель иных катего-рий (земель населенных пунктов и др.), покрытые лесной растительностью и признанные лесными участками в порядке, ус-тановленном Лесным кодексом Российской Федерации.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использо-вания лесов в соответствии с документами лесного планирования. Лесные участки проектируются компактными по террито-рии, состоящими из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов. При этом учитываются интересы местного населения и обеспечивается право на свободный доступ в леса. При проектировании лес-ных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, пло-щадь и иные количественные и качественные характеристики. Границы лесных участков закрепляются на местности с по-мощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) обозначаются на картах лесов.
Лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации:
1) заготовки древесины;
2) заготовки живицы;
3) заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
4) заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
5) ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты;
6) ведения сельского хозяйства;
7) осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществления рекреационной деятельности;
9) создания лесных плантаций и их эксплуатации;
10) выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
12) строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработки древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществления религиозной деятельности;
16) иных видов, определенных в соответствии с Лесным кодексом.
Информация о лесных участках содержится в государственном лесном реестре.
По результатам проектирования лесных участков составляются:
- ведомость и схемы проектируемых лесных участков (с указанием местоположения, границ участка на территории лесничества или лесопарка, вида его разрешенного использования, иных характеристик);
- пояснительная записка с обоснованием проектируемых лесных участков и указанием участковых лесничеств, номе-ров лесных кварталов, лесотаксационных выделов, а также видов использования, обременений и ограничений в использова-нии, кадастровых номеров (при наличии) и др.
Проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ, таксация лесов, проектиро-вание мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут быть обеспечены как по результатам размещения го-сударственных или муниципальных заказов, так и на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса.
Пункт 4 части 1 комментируемой статьи раскрывает такой вид лесоустройства, как закрепление на местности место-положения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
Установление границ эксплуатационных лесов, защитных лесов, а также резервных лесов происходит по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей в пределах границ лесничеств и лесопарков. Границы закрепляются на местности при помощи лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) отмечаются на картах лесов.
Что касается проектирования особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах, оно осуществляется в целях выделения сравнительно небольших участков леса, которые имеют значение для выполнения почвозащитных и иных функций. Границы же данных участков устанавливаются не только по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, но и по лесотаксационным выделам, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
Закрепление на местности границ лесопарков, лесничеств, эксплуатационных, защитных и резервных лесов произво-дится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей. Если квартальные просеки, по которым установлены границы, заросли древесно-кустарниковой растительностью либо если ранее они были прорублены без обозначения затесками на деревьях, производится их прочистка или прорубка.
Закрепление на местности границ эксплуатационных, защитных и резервных лесов с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков может не производиться при обязательном соблюдении условия их нанесения на карты лесов.
Границы лесных участков устанавливаются по границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, а их координаты - картометрическим методом.
По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются:
- ведомости и схемы проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием номеров лесных кварталов;
- пояснительная записка с обоснованием соответствующего подразделения лесов;
- ведомости проектируемых особо защитных участков лесов с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксацион-ных выделов;
- пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.
В пункте 5 части 1 комментируемой статьи говорится о виде лесоустройства - таксации лесов.
Таксация лесов проводится в процессе осуществления лесоустройства для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в пределах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других показателей, характеризующих лесные ресурсы.
Метод проведения таксации - метод классов возраста, который заключается в образовании хозяйств (хвойное, твердо-лиственное, мягколиственное), хозяйственных секций, состоящих из совокупностей однородных по породному составу и продуктивности лесных насаждений, территориально хотя и разобщенных, но объединяемых единым возрастом. Первичной учетной единицей таксации лесов по методу классов возраста является лесотаксационный выдел (ограниченный лесной участок, входящий в состав лесного квартала, достаточно однородный по почвенно-грунтовым условиям, по количественным и качественным показателям произрастающей на нем растительности, изменчивость которых не превышает нормативных допусков и обусловливает проведение на всей его площади одних и тех же мероприятий по защите, охране, использованию и воспроизводству лесов), а первичной расчетной единицей - хозяйственная секция.
Продолжительность интервала классов возраста устанавливается для кедра - 40 лет, для других хвойных пород и твердолиственных пород семенного происхождения - 20 лет, для мягколиственных и твердолиственных пород порослевого происхождения - 10 лет, для быстрорастущих пород - 5 лет, для кустарников - 1 год.
Существуют четыре основных способа осуществления таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, де-шифровочный и способ актуализации.
Глазомерный способ заключается в определении таксационных показателей лесов глазомерно (визуально) с использованием элементов измерительной таксации в целях корректировки отдельных показателей.
Таксация лесотаксационных выделов глазомерным способом осуществляется с просек, дорог, трасс линий электропе-редачи, трасс трубопроводов и т.д., которые пересекают лесные участки и к которым они примыкают. Общая таксационная характеристика участка составляется после завершения его полного осмотра с учетом анализа фотоизображения на аэрофотоснимке.
По снимкам определяются степень однородности или неоднородности лесного насаждения лесотаксационного выдела, группа возраста и т.д.
По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.
Глазомерно-измерительный способ таксации лесов основан на сочетании глазомерной таксации с выборочной измерительной и перечислительной таксацией. Данные всех измерений записываются в карточку таксации.
Дешифровочный способ таксации лесов основан на аналитико-измерительном дешифрировании качественных харак-теристик лесных насаждений по их изображению на аэрофотоснимках и космических снимках. Обязательное условие при-менения такого способа таксации лесов - наличие материалов аэрокосмических съемок.
Способ актуализации основан на использовании материалов предыдущего лесоустройства. Актуализация таксацион-ных показателей производится путем внесения изменений, отражающих естественный рост лесных насаждений, а также изменений, произошедших в результате хозяйственной деятельности и стихийных факторов.
Требования к точности таксации лесов определяются их целевым назначением и географическим расположением, сте-пенью изученности, интенсивностью использования и ведения лесного хозяйства.
По результатам таксации лесов составляются:
- таксационные описания;
- картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам).
Пункт 6 части 1 комментируемой статьи говорит о таком виде лесоустройства, как проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Охрана лесов - это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юри-дических лиц, направленная на охрану лесов от иного негативного воздействия.
Воспроизводство - мероприятие, осуществляющееся путем лесовосстановления и ухода за лесами. Ему подлежат вы-рубленные, поврежденные, погибшие леса.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления согласно их полномочиям, а также лицами, использующими леса.
Как правило, проектирование мероприятий по охране, защите и восстановлению лесов осуществляется одновременно с таксацией лесов или по результатам, срок давности которых не превышает 10 лет. Если же срок давности таксации более 10 лет - проектирование мероприятий будет производиться только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляется по трем направлениям:
- определение класса природной пожарной опасности лесов;
- разработка профилактических противопожарных мероприятий;
- разработка мероприятий по организации обнаружения и тушения лесных пожаров.
Определение класса природной пожарной опасности лесов происходит для каждого лесотаксационного выдела на основании его таксационного описания.
Проектирование мероприятий по защите лесов осуществляется по данным таксации лесов и результатам лесопатоло-гических обследований. Проектируемые лесозащитные мероприятия включают в себя профилактические, истребительные, санитарно-оздоровительные и организационно-хозяйственные меры по улучшению состояния лесов.
Профилактические меры включают в себя:
- выполнение санитарных требований в лесах, включая окорку древесины, очистку лесосек и др.;
- защиту древесины от повреждения вредными организмами на лесных складах;
- устройство гнездовий для полезных птиц;
- расселение муравьев и огораживание муравейников;
- устройство изгородей вокруг лесных культур и на маршрутах прогона скота;
- защиту верхушек молодых деревьев от обкусывания животными (накладка металлических и пластмассовых спиралей и т.п.);
- обработку насаждений репеллентами, отпугивающими животных;
- исключение случаев повреждения лесной растительности и земель от загрязнения, подтопления и других воздейст-вий.
Истребительные меры:
- вырубка свежезаселенных вредными организмами деревьев;
- выкладка ловчих деревьев;
- накладка ловчих клеевых и токсичных поясов;
- обработка лесных насаждений, несомкнувшихся лесных культур, плантаций, питомников химическими и биологиче-скими средствами защиты растений;
- устройство ловчих и заградительных канав;
- сбор и уничтожение плодовых тел грибов, яйцекладок, паутинных гнезд, личинок и гусениц насекомых.
Необходимо отметить, что истребительные меры можно объединить в наземные и авиационные.
В организационно-хозяйственные меры входят: надзор за состоянием популяций вредных организмов, прогноз их раз-вития, учет очагов, а также лесопатологические обследования и почвенные раскопки.
Проектируемые мероприятия по лесовосстановлению представляют собой:
- мероприятия по естественному лесовосстановлению (например, минерализация почвы, ограждение площадей и т.д.);
- мероприятия по искусственному лесовосстановлению (создание лесных культур, дополнение лесных культур и т.п.);
- мероприятия по комбинированному лесовосстановлению (посадка или посев частичных лесных культур на лесных участках с недостаточным естественным лесовосстановлением ценных пород).
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что геодезические и картографические работы проводятся согласно Федеральному закону "О геодезии и картографии" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2.

Геодезическую и картографическую деятельность можно определить как работы, необходимость проведения которых обусловливается потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, юридических лиц и граждан.
Согласно Федеральному закону "О геодезии и картографии", к геодезическим и картографическим работам федераль-ного назначения относятся:
- определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях;
- создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач; издание этих карт и планов; топографический мониторинг;
- создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;
- дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;
- геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений;
- создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов;
- создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;
- проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;
- проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обо-роны и безопасности Российской Федерации;
- геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими мате-риалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образо-ваний;
- картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных госу-дарств, Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;
- производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;
- метрологическое обеспечение геодезических, картографических и топографических работ;
- установление, нормализация, упорядочение употребления, регистрация, учет и сохранение наименований географи-ческих объектов;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;
- организация серийного производства геодезической и картографической техники.
К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся:
- создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительст-ва, а также для выполнения иных специальных работ;
- создание и ведение географических информационных систем специального назначения;
- создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;
- геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строи-тельстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных ра-ботах;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Осуществляемая для федеральных нужд геодезическая и картографическая деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета. Если данный вид деятельности осуществляется для иных нужд, то финансирование проис-ходит за счет средств граждан и юридических лиц, которые являются заказчиками.
Геодезические и картографические работы подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положение о лицензировании геодезической деятельности и Положение о лицензировании картографической деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2006 г. N 705 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 48.

Согласно части 3 комментируемой статьи возможно закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков при помощи лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и указание на картах лесов.
Закрепление местоположения границ обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства.
Установление границ лесов происходит по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естествен-ных рубежей в пределах границ лесничеств и лесопарков. Если квартальные просеки, по которым установлены границы, заросли древесно-кустарниковой растительностью либо если ранее они были прорублены без обозначения затесками на деревьях, производится их прочистка или прорубка.
Границы закрепляются на местности при помощи лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) отмечаются на картах лесов. Лесоустроительные знаки - это специальные знаки, применяемые для обозначения границ лесничеств, лесо-парков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков на местности. К таким знакам можно отнести, например, граничные квартальные столбы, которые устанавливаются в местах выхода квартальных просек на границу лесничества (лесопарка), в местах пересечения между собой квартальных просек на границах защитных, эксплуатационных и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, в местах пересечения между собой квартальных просек в объекте лесоустройства, пересечения их с дорогами и т.д. На нижней части граничного квартального столба, расположенной по перпендикуляру к землям, на которых располагаются леса, делаются соответствующие надписи: ЗЛФ (земли лесного фонда); ЗООТ (земли особо охраняемых территорий); ЗНП (земли населенных пунктов); ЗОБ (земли обороны и безопасности); ЗЛ - защитные леса, ЭЛ - эксплуатационные леса, РЛ - резервные леса, ОЗУ - особо защитный участок лесов.
Необходимо отметить, что уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков преду-сматривает административную ответственность и влечет наложение наказания в виде штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Контроль и надзор в сфере природопользования осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природо-пользования (Росприроднадзором).