Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 71. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.

2. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

3. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.


<Статья 70 | Статья 71 | Статья 72>

Научно-практический комментарий:

1. В части 1 комментируемой статьи предусматриваются вещные права, которые могут переходить к гражданам и юридическим лицам при предоставлении им лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собст-венности.
При этом законодатель дифференцированно подходит к предоставлению вещных прав на лесные участки:
- юридическим лицам лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование;
- гражданам лесные участки предоставляются в аренду и безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. В соответствии с частью 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предос-тавляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В данном случае по смыслу законодательства необходимо рассматривать земельный участок в широком смысле - в качестве лесного участка, поскольку согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ. Кроме того, статьями 7 и 101 Земельного кодекса РФ земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель. Таким образом, лесные участки отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам имущественных прав.
Предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обо-роны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охра-няемых природных территориях и земельным законодательством.
Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ. При этом применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться статьями Лесного кодекса РФ, в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ, - положениями Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <1>, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.

До 1 января 2010 года допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. С 1 марта 2008 года лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. После 1 января 2010 предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда осуществляется при условии проведения государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <1>). Между тем действует временное исключение из данного правила - до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (см. ст. 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в ред. от 24 июля 2007 г. N 217-ФЗ).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным када-стровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных преду-смотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Важно, что после 1 января 2009 года запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйст-венными регламентами (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Рос-сийской Федерации" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

Согласно статье 93 Лесного кодекса РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижи-мое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по уста-новленной федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государст-венном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав на недвижимое имуще-ство и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Важно, что госу-дарственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Важно заметить, что права на лесные участки признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, если они возникли до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - до 30 января 1998 года (см. часть 1 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>). Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Однако государственная регистрация права на лесной участок, возникшего до введения в действие Федерального за-кона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", требуется при государственной реги-страции возникших после введения в действие названного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения). Причем регистрация в этом случае проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствую-щих заявлений и других необходимых документов в соответствии со статьями 16 - 18 названного Федерального закона.
Следует заметить, что по общему правилу государственная регистрация права на лесной участок, возникшего до вве-дения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", проводится без уплаты государственной пошлины. Однако за государственную регистрацию перехода прав или их ограни-чения (обременения), возникших до введения в действие названного Федерального закона, взимается государственная по-шлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав (см. часть 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на не-движимое имущество и сделок с ним" <1>). Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав уста-новлены налоговым законодательством (см. статью 333.33 Налогового кодекса РФ).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Лесной кодекс РФ предусматривает основания возникновения вещных прав на лесные участки.
1.1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками - ограниченное вещное право, предусмотрен-ное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участ-ками может принадлежать только юридическим лицам.
Лесной кодекс РФ указывает, что лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 26, часть 8.1 статьи 29, часть 2 статьи 40, часть 4 статьи 41, часть 2.1 статьи 46, части 1 и 4 статьи 71, абзац 2 части 1 статьи 83, часть 1 статьи 88). Причем в статьях Лесного кодекса РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.
Федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предос-тавляться исключительно для указанной цели - для заготовки древесины (часть 8.1 статьи 29 Лесного кодекса РФ).
Государственным учреждениям, муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным ор-ганизациям лесные участки могут предоставляться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образова-тельной деятельности (часть 2 статьи 40 Лесного кодекса РФ).
Государственным учреждениям, муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться для осуществ-ления рекреационной деятельности (часть 4 статьи 41 Лесного кодекса РФ).
Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности, и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (часть 2.1 статьи 46 Лесного кодекса РФ).
Коммерческие организации не могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 февраля 2009 г. N А62-2258/2008 опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".

Важно, что согласно части 4 комментируемой статьи предоставление лесных участков, находящихся в государствен-ной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется в порядке, предусмотрен-ном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Со дня введения в действие Земельного кодекса РФ - с 30 декабря 2001 года земельные участки, находящиеся в госу-дарственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных частью 1 статьи 20 (см. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земель-ного кодекса Российской Федерации" <1>). В данном случае по смыслу законодательства необходимо рассматривать зе-мельный участок в широком смысле - в качестве лесного участка, поскольку согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ. Кроме того, статьями 7 и 101 Земельного кодекса РФ земли лесного фонда отнесены к отдельной категории земель.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

Согласно статье 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом остальные юридические лица, не указанные в данном абзаце, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков (см. часть 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <1>). Необходимо заметить, что с 1 января 2011 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" <2>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
<2> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4009.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности лесными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ - до 30 декабря 2001 года, сохраняется (см. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <1>). Однако юридические лица, обладающие лесными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими участками (см. часть 4 статьи 20 Земельного кодекса РФ). Таким образом, пра-во постоянного (бессрочного) пользования лесными участками не предоставляется, но сохраняется за юридическими лица-ми.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

Важно заметить, что согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.
Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) поль-зования лесными участками - невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйст-венного регламента и проекта освоения лесов (см. часть 2 статьи 24 и часть 3 статьи 51 Лесного кодекса РФ).
1.2. Право аренды лесных участков - ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земель-ным законодательством. Право аренды лесных участков может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
Лесной кодекс РФ указывает, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора: часть 8 статьи 29, часть 3 статьи 31, часть 4 статьи 32, часть 3 статьи 34, часть 5 статьи 36, часть 3 статьи 38, часть 3 статьи 39, часть 2 статьи 40, часть 4 статьи 41, часть 4 статьи 42, часть 2 статьи 43, часть 2 статьи 46, части 1 - 3 статьи 71, статьи 72 - 74, статьи 78 - 80. При этом в статьях Лесного кодекса РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды:
- заготовка древесины (часть 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ);
- заготовка живицы (часть 3 статьи 31 Лесного кодекса РФ);
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (часть 4 статьи 32 Лесного кодекса РФ);
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (часть 3 статьи 34 Лесного кодекса РФ);
- ведение охотничьего хозяйства (часть 5 статьи 36 Лесного кодекса РФ);
- ведение сельского хозяйства (часть 3 статьи 38 Лесного кодекса РФ);
- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (часть 3 статьи 39 Лесного кодекса РФ);
- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями, кроме государственных и муниципальных учреждений (часть 2 статьи 40 Лесного кодек-са РФ);
- осуществление рекреационной деятельности государственными и муниципальными учреждениями (часть 4 статьи 41 Лесного кодекса РФ);
- создание лесных плантаций и их эксплуатация (часть 4 статьи 42 Лесного кодекса РФ);
- выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на лес-ных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением выполнения данных работ на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ (часть 2 статьи 43 Лесного кодекса РФ);
- переработка древесины и иных лесных ресурсов (часть 2 статьи 46 Лесного кодекса РФ).
Кроме того, согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ лесные участки могут предоставляться по договору арен-ды для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ. В частности, помимо указанных вы-ше целей использования лесных участков Лесной кодекс предусматривает следующие:
- строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических со-оружений и специализированных портов;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
- осуществление религиозной деятельности;
- иные виды использования лесов, осуществляемые в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти ле-са располагаются (см. статью 6, статью 25 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня целей лесопользования, для осуществления которых лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании договора аренды. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (см. статью 6 Лесного кодекса РФ).
В настоящее время предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной соб-ственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (см. часть 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ) и в предусмотренных законом случаях - без проведения аукциона (см. часть 3 статьи 74 Лесного кодек-са РФ).
1.3. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками - ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
Лесной кодекс РФ указывает, что лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование:
- гражданам для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчело-водства) для собственных нужд (часть 3.1 статьи 38 Лесного кодекса РФ);
- религиозным организациям предоставляются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления религиозной деятельности (часть 3 статьи 47 Лесного кодекса РФ).
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмезд-ное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодек-сом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ (см. часть 4 статьи 71 Лесного кодекса РФ).
2. В части 2 комментируемой статьи определено, что Лесным кодексом Российской Федерации устанавливаются основания и порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, Лесной кодекс устанавливает специальные правовые нормы, подлежащие применению к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Лесной кодекс РФ указывает, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора: часть 8 статьи 29, часть 3 статьи 31, часть 4 статьи 32, часть 3 статьи 34, часть 5 статьи 36, часть 3 статьи 38, часть 3 статьи 39, часть 2 статьи 40, часть 4 статьи 41, часть 4 статьи 42, часть 2 статьи 43, часть 2 статьи 46, части 1 - 3 статьи 71, статьи 72 - 74, статьи 78 - 80.
Важно, что в части 2 комментируемой статьи присутствует конкретизация - в соответствии с Лесным кодексом РФ предоставляются лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. При этом под госу-дарственной собственностью следует понимать собственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральная собственность по смыслу статьи 17 Земельного кодекса РФ - исключительно собственность Российской Феде-рации.
Между тем следует рассматривать часть 2 комментируемой статьи в совокупности с частью 2 статьи 3 Лесного кодек-са РФ, устанавливающей, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, к отношениям по предоставлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут применяться положения гражданского законодательства, а также Земельного кодекса Российской Федерации, но в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ и другим федеральным законам.
Важно учесть, что законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня правового регулирования не могут предусматривать правила, ограничивающие применение гражданского законодательства, а также Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по предос-тавлению гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законы субъектов РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и региональ-ного уровня не должны учитываться при решении вопроса о применении к названным отношениям гражданского законода-тельства, а также Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, гражданское законодательство и Земельный кодекс РФ применяются к отношениям по предоставле-нию гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной соб-ственности, только в субсидиарном порядке и в строгом соответствии с положениями Лесного кодекса РФ и федеральных законов.
Под предоставлением лесных участков в аренду следует понимать принятие уполномоченным органом государствен-ной власти или местного самоуправления решения о передаче лесного участка гражданам и юридическим лицам на условиях аренды, а также принятие организационно-правовых мер, направленных исполнение данного решения. Федеральное агентство лесного хозяйства - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Согласно пункту 5.7.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" <1>, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет предоставление участков лесного фонда в аренду и заключение соответствующих договоров.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2565.

3. Согласно части 3 комментируемой статьи положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Россий-ской Федерации, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ. Данное положение имеет следующие правовые аспекты:
- по общему правилу положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, подле-жат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат Лесному кодексу РФ;
- в отдельных статьях Лесного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться иные правила, что исключает применение Гражданского кодекса Российской Федерации в этой части, урегулированной Лесным кодексом РФ.
Таким образом, в статьях Лесного кодекса РФ могут предусматриваться изъятия из правила применения Гражданского кодекса РФ к договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При применении Гражданского кодекса РФ к договору аренды лесного участка необходимо руководствоваться стать-ями 606 - 625, которые устанавливают правовые основы договора аренды: понятие, форму и существенные условия догово-ра, права и обязанности сторон, ответственность сторон, правила изменения и расторжения договора.
4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что по общему правилу порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, применяется к отношениям по предоставлению лесных участков, находящихся в государ-ственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам. Вместе с тем в отдельных статьях Лесного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться иные правила, что исключает применение Земельного кодекса РФ в этой час-ти, урегулированной Лесным кодексом РФ.
Важно, что согласно части 4 комментируемой статьи Земельным кодексом РФ определяется порядок предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основания предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование определены в Лесном кодексе РФ.
Необходимо заметить, что согласно части 4 комментируемой статьи по общему правилу порядок предоставления лес-ных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется именно Земельным кодек-сом РФ. Представляется, что в данном случае необходимо буквальное толкование данного положения, что исключает воз-можность применения иных актов земельного законодательства к отношениям по предоставлению лесных участков, нахо-дящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам.