Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 72. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ в часть 1 статьи 72 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции


1. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

2. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.


<Статья 71 | Статья 72 | Статья 73>

Научно-практический комментарий:

1. В части 1 комментируемой статьи предусматривается предмет договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в следующих целях:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Важно учесть, что лесной участок может предоставляться арендатору для осуществления как одной, так и нескольких целей. При этом указанный перечень видов использования лесов подлежит расширительному толкованию. Однако иные виды использования лесов могут осуществляться исключительно в соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются леса (см. часть 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
По договору аренды в соответствии с комментируемой статьей передаются лесные участки, находящиеся в государст-венной или муниципальной собственности. Согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности - в собственности Российской Федерации (см. часть 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ). Иные лесные участки могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Феде-рации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Рос-сийской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление порядка подготовки и заключения дого-вора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утверждение формы примерного договора аренды лесного участка (статья 81 Лесного кодекса РФ). Федеральное агентство лесного хозяйства - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Согласно пункту 5.7.5 По-становления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" <1>, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет предоставление участков лесного фонда в аренду и заключение соответствующих договоров. Важно, что непосредственное осуществление полномочий в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2565.

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных от-ношений отнесено владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (статья 82 Лесного кодекса РФ).
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоря-жению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ).
Важно, что согласно статье 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организа-ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации" <1> передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основании соглашений с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответст-венность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В соответствии с названным Федеральным законом Правительством Российской Федерации принято Постановление от 8 декабря 2008 г. N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений меж-ду федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<2> СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5953.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контро-лируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий. В частности, согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений", Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий.
Согласно пунктам 5 и 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" на стороне арендодателя выступают:
а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;
б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аук-ционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собствен-ности, на стороне арендодателя в зависимости от принадлежности права собственности на лесной участок и наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам Российской Федерации могут быть:
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления.
Арендаторами лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть гра-ждане и юридические лица (см. часть 1 статьи 71 Лесного кодекса РФ). Таким образом, по данному основанию у граждан и юридических лиц может возникать право пользования лесными участками, находящимися в государственной или муници-пальной собственности.
Согласно материалам судебной практики договор аренды лесного участка по своей правовой природе может быть смешанным и содержать как элементы договора аренды, так и условия договора о возмездном оказании услуг (например, обязанность одной из сторон оказать услуги по отводу лесных участков для рубки лесных насаждений) <1>. Между тем данный договор должен содержать обязательные (существенные) условия, предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
--------------------------------
<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2008 г. N Ф10-5181/08 опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".

Под предоставлением лесных участков по договору аренды следует понимать принятие уполномоченным органом го-сударственной власти или местного самоуправления решения о передаче лесного участка гражданам и юридическим лицам на условиях аренды, а также принятие организационно-правовых мер, направленных на исполнение данного решения. В настоящее время предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (см. часть 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ) и в предусмотренных законом случаях - без проведения аукциона (см. часть 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ).
2. В части 2 комментируемой статьи установлены требования к объектам договоров аренды лесных участков, находя-щихся в государственной или муниципальной собственности.
2.1. По договору аренды в соответствии с частью 2 комментируемой статьи могут передаваться исключительно лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ. Придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам главы 5 Лесного кодекса РФ. Законодатель не связывает статус лесного участка с его обязательным расположением на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности. Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Кроме того, лесные участки могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Важно, что Верховным Судом Российской Федерации признан особый правовой режим лесных участков по сравнению с земельными участками:
"правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объек-тами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной много-функциональной роли лесов и их значимости для общества в целом" <1>.
--------------------------------
<1> Решение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N ГКПИ07-936 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1.

Можно сделать вывод, что понятие "лесной участок" применяется к земельным участкам, границы которых определе-ны в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации, располагающихся на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (статьи 15 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации). В частности, земельные участки могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, в государственной собственности, в муниципальной собственности. Однако во всяком случае лесной участок, передаваемый по договору аренды, предусмотренному в комментируемой статье, должен находиться в собственно-сти публично-правовых образований - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального обра-зования. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отно-шениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных норма-тивными правовыми актами (см. часть 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ). При этом необходимо учитывать, что непосредствен-ное осуществление полномочий собственника в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, согласно части 1 ста-тьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федера-ции осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду (см. часть 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
Необходимо отметить, что под государственной собственностью следует понимать собственность Российской Феде-рации и субъектов Российской Федерации. Федеральная собственность по смыслу статьи 17 Земельного кодекса РФ - ис-ключительно собственность Российской Федерации.
Право собственности на лесные участки подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>. Важно, что согласно части 1 статьи 7 названного Федерального закона государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осу-ществляющий государственную регистрацию прав (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) <2>, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
<2> См.: Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, ка-дастра и картографии" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.

2.2. По договору аренды в соответствии с частью 2 комментируемой статьи могут передаваться лесные участки, про-шедшие государственный кадастровый учет.
До 1 января 2010 года допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. С 1 марта 2008 года лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. После 1 января 2010 г. предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда осуществляется при условии проведения государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <1>). Между тем действует временное исключение из данного правила - до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (см. ст. 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в ред. от 24 июля 2007 г. N 217-ФЗ).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным када-стровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных преду-смотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, определен Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <1>. Право государственной или муниципальной собственности на объект аренды - лесной участок должно быть зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, ка-дастра и картографии" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.

Важно, что после 1 января 2009 года запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйст-венными регламентами (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Рос-сийской Федерации" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрены правила определения срока договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При этом законодатель использует дифференцированный подход к определению срока договора.
3.1. Договор заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. Данный срок не применяется в случаях, прямо пре-дусмотренных законом:
- если лесной участок используется арендатором для ведения на нем охотничьего хозяйства (статья 36 Лесного кодек-са Российской Федерации);
- если лесной участок используется арендатором для выполнения на нем работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса РФ);
- если лесной участок используется арендатором для строительства и эксплуатации на нем водохранилищ, иных ис-кусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (статья 44 Лесного ко-декса РФ);
- если лесной участок используется арендатором для строительства, реконструкции, эксплуатации на нем линий элек-тропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса РФ);
- если лесной участок используется арендатором для переработки древесины и иных лесных ресурсов (статья 46 Лес-ного кодекса РФ);
- если лесной участок, предоставленный в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Лесного кодекса РФ, исполь-зуется арендатором - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для заготовки на нем древесины (пункт 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ).
Данный перечень исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию. Минимальный срок договора в дан-ном случае равен десяти годам.
3.2. Договор заключается на срок от двадцати до сорока девяти лет, если лесной участок используется арендатором для ведения на нем охотничьего хозяйства (статья 36 Лесного кодекса РФ). Минимальный срок договора в данном случае равен двадцати годам.
3.3. Договор заключается на срок до сорока девяти лет в следующих случаях, прямо предусмотренных законом:
- если лесной участок используется арендатором для выполнения на нем работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса РФ);
- если лесной участок используется арендатором для строительства, реконструкции, эксплуатации на нем линий элек-тропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса РФ);
- если лесной участок используется арендатором для переработки на нем древесины и иных лесных ресурсов (статья 46 Лесного кодекса РФ);
- если лесной участок, предоставленный в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Лесного кодекса РФ, исполь-зуется арендатором - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для заготовки на нем древесины (пункт 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ).
3.4. Договор заключается на срок от одного года до сорока девяти лет в следующих случаях:
- если лесной участок используется арендатором для строительства и эксплуатации на нем водохранилищ, иных ис-кусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (статья 44 Лесного ко-декса РФ);
- если лесной участок используется арендатором для переработки на нем древесины и иных лесных ресурсов (статья 46 Лесного кодекса РФ).
Важно, что минимальные сроки аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собст-венности, установлены императивно и не подлежат изменению по соглашению сторон.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. В связи с этим, если договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный Лесным кодексом РФ предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному (см. часть 3 статьи 610 Гражданского кодекса РФ).
4. Согласно части 4 комментируемой статьи при определении срока договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитывается срок разрешенного использования лесов, который предусматривается лесохозяйственным регламентом.
Сроки разрешенного использования лесов предусматриваются в лесохозяйственном регламенте каждого лесничества или лесопарка в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и правилами лесопользования.
Лесохозяйственный регламент является основой использования лесов, расположенных в границах лесничества или лесопарка. При этом следует учитывать, что лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в Российской Федерации. Земли лесного фон-да состоят из лесничеств и лесопарков (статья 23 Лесного кодекса РФ). Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в зависимости от территории, на которой расположен лесной участок. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в том числе на основании договоров аренды лесных участков, в границах лесничества или лесопарка.
Важно, что невыполнение лесохозяйственного регламента является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (см. статьи 24, 51 и 61 Лесного кодекса РФ).
5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено преимущественное право арендатора, надлежащим образом ис-полнившего договор, на заключение договора аренды на новый срок.
Важно, что обязательным условием действия преимущественного права арендатора является надлежащее исполнение договора на протяжении всего его срока. При этом кроме лесного законодательства арендатор должен соблюдать положения гражданского законодательства, а также Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Только при надлежащем исполнении всех обязанностей арендатор приобретает преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Обязанности арендатора предусматриваются в договоре аренды лесного участка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Арендатор лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязан:
- использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором аренды;
- вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором аренды;
- в установленном порядке разрабатывать и представлять арендодателю проект освоения лесов с положительным за-ключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы (при этом важно, что согласно материалам судеб-ной практики отсутствие проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства не является в на-стоящее время существенным нарушением условий договора аренды в той степени, чтобы служить достаточным основанием для его досрочного расторжения на основании статей 450 и 619 Гражданского кодекса РФ <1>, но только если это не сопряжено с нарушением обязанности по внесению арендной платы <2>);
--------------------------------
<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 сентября 2009 г. N Ф10-3908/09 опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июля 2008 г. N 9069/08 опублико-вано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 марта 2008 г. N А28-7583/2007-215/4 опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".

- ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию;
- представлять арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на лесном участке;
- в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение; осуществлять противопожар-ное обустройство лесов на лесном участке;
- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и в нормативных правовых актах;
- осуществлять на лесном участке разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов;
- приводить лесной участок в прежнее состояние при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, уничтожении, повреждении или захламлении искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других дорожных и гидромелиоративных сооружений, просек, лесохозяйственных и лесоустрои-тельных знаков, дорог; при сносе возведенных временных построек, сооружений и других объектов;
- в случае прекращения действия договора аренды передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования;
л) выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на нем пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендованный лесной участок может быть огорожен только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Арендатор обязан соблюдать правила использования лесов при осуществлении хозяйственной деятельности на лесном участке:
- Правила санитарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414 <1>);
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 28. Ст. 3431.

- Правила пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 <1>);
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 28. Ст. 3432.

- Правила заготовки лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (утверждены Приказом Министерства природ-ных ресурсов России от 10 апреля 2007 г. N 83 <1>);
--------------------------------
<1> Российская газета. 2007. 4 июля. N 141.

- Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 10 апреля 2007 г. N 84 <1>);
--------------------------------
<1> Российская газета. 2007. 4 июля. N 141.

- Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 10 апреля 2007 г. N 85 <1>);
--------------------------------
<1> Российская газета. 2007. 20 июня. N 129.

- Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 17 апреля 2007 г. N 99 <1>);
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 28 мая. N 22.

- Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторожде-ний полезных ископаемых (утвержден Приказом Министерства природных ресурсов России от 24 апреля 2007 г. N 109 <1>);
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 11 июня. N 24.

- Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (утверждены Приказом Мини-стерства природных ресурсов России от 10 мая 2007 г. N 123 <1>);
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 11 июня. N 24.

- Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (утверждены Приказом Министерства природных ре-сурсов России от 10 мая 2007 г. N 124 <1>);
--------------------------------
<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 25 июня. N 26.

- Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной дея-тельности (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 28 мая 2007 г. N 137 <1>);
--------------------------------
<1> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 16 июля. N 29.

- иные нормативные правовые акты в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в Российской Федерации.
В случае надлежащего исполнения договора аренды лесного участка арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. При этом необходимо учитывать момент, когда арендодатель может реализовать указанное преимущественное право. Лесной кодекс не содержит положений, регулирующих порядок заключения договора аренды на новый срок с прежним арендатором. Между тем, согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. При этом следует руководствоваться статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации "Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок". Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон, од-нако неизменными остаются обязательные условия, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федера-ции от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной соб-ственности" и иными нормативными правовыми актами в соответствии с Лесным кодексом РФ. Срок нового договора арен-ды определяется на основании правил частей 3 и 4 комментируемой статьи.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора лесного участка на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
Лесной кодекс не предусматривает ограничений применения части 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, в соответ-ствии с которой договор считается возобновленным на прежних условиях на неопределенный срок, если арендатор продол-жает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Между тем в данном случае необходимо руководствоваться более специальной нормой части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации: если законом устанавливаются максимальные (предельные) сроки договора аренды (см. часть 3 статьи 72 Лесного кодекса РФ), то в этом случае, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Кроме того, договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Таким образом, при аренде лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до-говор во всех случаях прекращается по истечении предельного срока, но арендатор, который надлежащим образом исполнял обязательство, имеет преимущественное право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок. При этом новый срок договора определяется в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ (см. часть 3 статьи 72 Лесного кодекса РФ).