Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 73. Арендная плата

1. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

2. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

3. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

4. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.


<Статья 72 | Статья 73 | Статья 74>

Научно-практический комментарий:

1. В части 1 комментируемой статьи предусмотрен порядок определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Арендная плата по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собствен-ности, представляет собой денежную сумму, которую арендатор (гражданин или юридическое лицо) обязан вносить в феде-ральный бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или в бюджет муниципального образова-ния.
Суммы арендной платы подлежат зачислению в бюджет по соответствующему коду бюджетной классификации дохо-дов. При этом следует учесть, что суммы арендной платы, а также суммы задолженностей по арендой плате подлежат зачислению в бюджет того публично-правового образования, в собственности которого находится лесной участок, переданный арендатору (см. часть 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ). Арендные платежи распределяются между бюджетами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством.
В договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен быть предусмотрен конкретный размер арендной платы, подлежащей выплате арендатором. Порядок подготовки и заключения, а также форма примерного договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" <1>. В частности, согласно пункту 7 названного Постановления Правительства Российской Федерации к существенным условиям договора в числе прочих отнесены размер, условия и сроки внесения арендной платы. При этом размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с комментируемой статьей. Согласно материалам судебной практики, если договор не содержит указаний на то, что свою обязанность по внесению арендных платежей арендатор исполняет в зависимости от выдачи ему лесорубочных билетов, то арендатор независимо от того, воспользовался ли он правом на лесопользование (заготовку древесины) или нет, обязан внести арендную плату за весь арендуемый участок <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2793.
<2> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2007 г. N А09-411/06-9 опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".

Ставки арендных платежей устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований соответственно.
При определении размера арендной платы по договору обязательно учитываются правила, установленные частями 2, 3 и 4 комментируемой статьи. При этом размер арендной платы определяется исходя из минимального размера арендной платы, определенного в соответствии с правилами комментируемой статьи.
Определение минимального размера арендной платы производится с учетом характера использования лесного участ-ка: 1) с изъятием лесных ресурсов (см. часть 2 комментируемой статьи); 2) без изъятия лесных ресурсов (см. часть 3 коммен-тируемой статьи).
При этом следует учесть, что под лесными ресурсами следует понимать природные ресурсы, связанные с лесным уча-стком, который является объектом договора аренды. Лесные ресурсы: 1) вид природных ресурсов; 2) (для целей Лесного кодекса Российской Федерации) древесина; живица; недревесные лесные ресурсы (пни, береста, кора деревьев и кустарни-ков, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, ка-мыш, тростник и подобные лесные ресурсы); пищевые лесные ресурсы; лекарственные растения; выращиваемые в лесах лесные растения (плодовые, ягодные, декоративные, лекарственные) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов. М., 2008.

Арендаторы ежегодно должны представлять лесную декларацию - заявления об использовании лесов в соответствии с проектом их освоения (статья 26 Лесного кодекса РФ).
Важно, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по внесению арендной платы влечет примене-ние мер гражданской (имущественной) ответственности к арендатору. Данное положение основано на том, что имуществен-ные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательст-вом (см. часть 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ). К мерам гражданской (имущественной) ответственности, которые применимы к арендатору, не исполнившему или ненадлежащим образом исполнившему обязанность по внесению арендной платы, необходимо отнести:
- взыскание процентов на сумму не выплаченной в срок арендной платы (статья 395 Гражданского кодекса РФ);
- возмещение убытков (статья 15, статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При наличии соглашения между арендатором и арендодателем, а также, если это прямо предусмотрено законодательством, на сумму не выплаченной в срок арендной платы подлежит взысканию неустойка (штраф, пеня) на основании статей 330 - 333 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, если иное не предусмотрено договором аренды, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд (см. часть 5 статьи 614 Гражданского кодекса РФ).
2. В части 2 комментируемой статьи установлено правило определения минимального размера арендной платы с уче-том характера использования лесного участка арендатором - если лесной участок используется с изъятием лесных ресурсов. При этом учитываются два элемента: 1) ставка платы за единицу объема лесных ресурсов; 2) объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности <1>. Изъятые лесные ресурсы должны быть связаны с лесным участком, который является объектом договора аренды. При этом необходимо учесть, что изъятие лесных ресурсов должно осуществляться в соответствии с видами и правилами лесопользования, предусмотренными лесным законодательством.
--------------------------------
<1> См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов. М., 2008.

2.1. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов для федеральной собственности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и став-ках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" <1>. Ставки, предусмотренные данным Постановлением Правительства Российской Федерации, дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2787.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают ставки платы за единицу объема лесных ресурсов в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований соответственно.
2.2. Объем изъятия лесных ресурсов на лесном участке определяется исходя из фактических величин использования лесных ресурсов арендатором. При этом арендатор должен руководствоваться правилами использования отдельных видов лесных ресурсов. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" земельным, лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды должны предусматри-ваться нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Например, ежегодные допустимые объемы изъятия лесных ресурсов предусматриваются лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесопарков.
Размер арендной платы по договору определяется как произведение двух рассмотренных элементов: ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
3. В части 3 комментируемой статьи установлено правило определения минимального размера арендной платы с уче-том характера использования лесного участка арендатором - если лесной участок используется с изъятием лесных ресурсов. При этом учитываются два элемента: 1) ставка платы за единицу площади лесного участка; 2) площадь арендуемого лесного участка.
3.1. Ставки платы за единицу площади лесного участка для федеральной собственности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2787.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают ставки платы за единицу объема лесных ресурсов в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований соответственно.
3.2. Сведения о площади арендуемого лесного участка подлежат обязательному включению в государственный ка-дастр недвижимости. При этом необходимо учитывать, что по смыслу лесного законодательства понятие "лесной участок" применяется к земельным участкам, границы которых определены в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации, располагающихся на землях лесного фонда и землях иных категорий. Площадь арендуемого лесного участка определяется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1> (см. часть 1 статьи 7 указанного Федерального закона). При определении площади необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в межевом плане земельного участка, которые подлежат включению в государственный кадастр недвижимости. Согласно статье 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Размер арендной платы определяется как произведение двух указанных элементов: ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
4. В части 4 комментируемой статьи предусматривается распределение полномочий по установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Распределение полномочий по установлению указанных ставок платы производится в зависимости от принадлежности лесных участков на праве собственности публично-правовым образованиям: Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
4.1. В отношении лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади определяются Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности").
4.2. В отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.
4.3. В отношении лесных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, ставки платы за еди-ницу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади определяются органами местного самоуправления само-стоятельно.