Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 74. Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ в часть 2 статьи 74 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.

3. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ в пункт 1 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2010 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;


<Статья 73 | Статья 74 | Статья 75>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно части 1 комментируемой статьи по общему правилу условием заключения договора аренды лесного уча-стка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является проведение аукциона по продаже права на заключение данного договора. Следует учесть, что данное правило является общим, поскольку в отдельных случаях закон допускает заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона.
Важно учесть, что предметом аукциона является продажа права на заключение договора аренды лесного участка. При этом объектом данного права может быть только лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (см. часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса РФ. При этом организаторами аукционов являются:
- в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;
- в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (см. часть 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ);
- в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аук-ционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральное агентство лесного хозяйства (см. пункт 5 Постановления Правитель-ства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности").
Таким образом, организаторами аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от принадлежности права собственности на лесной участок и наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам Российской Федерации могут быть:
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления.
Участниками аукционов являются лица, которые могут быть арендаторами лесных участков, находящихся в государ-ственной или муниципальной собственности, - граждане и юридические лица (см. часть 1 статьи 71 Лесного кодекса РФ). В Лесном кодексе РФ не установлено определений граждан и юридических лиц. В связи с этим возникает неопределенность относительно возможности заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муници-пальной собственности, иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. Важно, что согласно статье 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом необходимо учесть, что согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Согласно абзацу 4 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следует согласиться с мнением проф. А.А. Ялбулганова о том, что Лесной кодекс РФ, с одной стороны, не указывает иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранные юридические лица в составе участников лесных отношений, но с другой - не содержит запрета на заключение этими категориями лиц договоров аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, исходя из положений Конституции РФ и ГК РФ названные категории лиц могут заключать соответствующие договоры <1>.
--------------------------------
<1> См.: Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007.

По смыслу статей Лесного кодекса РФ по общему правилу лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может заключать договоры аренды лесных участков. Об этом свидетельствует и предусмотренный поря-док проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, при котором заявки на участие в аукционе могут подавать индивидуальные предприниматели (часть 11 статьи 79 Лесного кодекса РФ). Согласно части 3 статьи 25 Лесного кодекса РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. Кроме того, согласно части 1 статьи 29, части 1 статьи 31, части 1 статьи 32, части 1 статьи 34, части 1 статьи 36, части 1 статьи 39, части 1 статьи 42, части 1 статьи 46 Лесного кодекса РФ заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства на лесных участках, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, создание лесных плантаций и их эксплуатация, переработка древесины и иных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность. Однако Лесной кодекс может содержать исключения, при которых использование лесов разрешается только гражданам для собственных нужд, не связанных с предпринимательской и иной коммерческой деятельностью.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, производится по результатам аукциона, за исключением случаев, когда закон допускает заключение договора без проведе-ния аукциона. При этом на стороне арендодателя выступает в зависимости от принадлежности права собственности на лес-ной участок и наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам Российской Федерации Федеральное агентство лесного хозяйства, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (см. часть 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ). Подготовка и подписание договора на основании результатов аукциона по продаже права на заключение договора осуществляются в соответствии со статьей 80 Лесного кодекса РФ по форме примерного договора аренды лесного участка. В соответствии с частью 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Если предметом торгов является только право на заключение договора, то такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола (часть 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ). При этом материалы судебной практики свидетельствуют о том, что если протокол о результатах торгов не подписан, то отсутствуют основания для понуждения организатора аукциона (арендодателя) к заключению договора <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2006 г. N А68-104/ГП-16-05 опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".

Лесной кодекс РФ не предусматривает положений, согласно которым в случае отсутствия заявок участки лесного фонда могут передаваться без проведения аукциона. Таким образом, отсутствие заявок не является основанием для предос-тавления участков лесного фонда без проведения аукциона. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2006 г. N А54-1498/2006-С18 опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".

2. Согласно части 2 комментируемой статьи устанавливается запрет на изменение условий аукциона сторонами дого-вора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При этом запрещается изменение условий аукциона как на основании соглашения сторон, так и по требованию одной из сторон данного договора. Данные соглашения, во всяком случае, являются ничтожными, как не соответствующие законодательству.
Условия аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государствен-ной или муниципальной собственности, установлены в соответствии с главой 8 Лесного кодекса РФ. К ним отнесены:
- правила определения организатора аукциона - продавца права на заключение договора (части 1 и 2 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности");
- порядок и содержание извещения о проведении аукциона (части 3 и 4 статьи 79 Лесного кодекса РФ);
- содержание документации об аукционе, подготавливаемой организатором (часть 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ);
- основания для отказа в допуске к участию в аукционе (часть 8 статьи 79 Лесного кодекса РФ);
- содержание заявки на участие в аукционе и правила ее предъявления (части 11 - 15 статьи 79 Лесного кодекса РФ);
- правила уведомления заявителей, допущенных к участию в аукционе (часть 16 статьи 79 Лесного кодекса РФ);
- правило о возврате суммы задатка заявителю, не допущенному к аукциону (часть 17 статьи 79 Лесного кодекса РФ);
- порядок проведения аукциона (статья 80 Лесного кодекса РФ).
3. В части 3 комментируемой статьи допускается исключение из общего правила, предусмотренного в части 1. Зако-нодатель допускает заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона в случаях, прямо предусмотренных в части 3 комментируемой статьи.
Без проведения аукциона заключение договоров аренды допускается в случаях, указанных ниже.
3.1. При предоставлении лесных участков в целях использования их арендатором:
- для ведения охотничьего хозяйства (статья 36 Лесного кодекса Российской Федерации);
- для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса РФ);
- для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (статья 44 Лесного кодекса РФ);
- для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и дру-гих линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса РФ).
3.2. При реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (см. Постановление Прави-тельства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3935.

К инвестиционным проектам в области освоения лесов отнесены инвестиционные проекты по созданию и (или) мо-дернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) и (или) лесоперерабатывающей ин-фраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и других), суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн. рублей. При этом допускается объединение нескольких инвестиционных проектов, осуществляемых одним инвестором на территории федеральных округов или субъектов Российской Федерации, в единый проект.
Ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов в области освоения лесов и внесение изме-нений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Россий-ской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2868.

3.3. При заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным пред-принимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса:
- для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса РФ);
- для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (статья 44 Лесного кодекса РФ);
- для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и дру-гих линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса РФ).
Заготовкой древесины признается предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (см. часть 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ). Важно учесть, что заготовка древесины должна осуществляться арендатором при соблюдении правил лесопользования, устанавливаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 15 марта 2007 г. N 162 утвержден Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 13. Ст. 1580.

Порядок предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2793.

Без проведения аукциона предоставление лесного участка в аренду осуществляется органами, указанными ниже:
а) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесных участков в составе:
- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- земель лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий по предоставлению лесных участков в аренду передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (порядок предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государствен-ной и муниципальной собственности, без проведения аукциона предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 161 <1>);
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 161 "Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыска-тельских работ" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1125.

б) Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда на терри-тории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) органы местного самоуправления - в отношении лесных участков в составе земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Предоставление лесных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий федерального значения и земель обороны и безопасности в аренду осуществляется федеральными органами исполнительной власти, предоставляю-щими в аренду земельные участки в составе указанных категорий земель <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования" // СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1613; Постановление Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 47 "О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка" // СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 758.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности.
Важно, что органы государственной власти и органы местного самоуправления заключают договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено уста-новление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муни-ципальной собственности, утверждение формы примерного договора аренды лесного участка (статья 81 Лесного кодекса РФ). Федеральное агентство лесного хозяйства - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Согласно пункту 5.7.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" <1>, Федеральное агентство лесного хозяйст-ва осуществляет предоставление участков лесного фонда в аренду и заключение соответствующих договоров. Важно, что непосредственное осуществление полномочий в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, согласно части 1 ста-тьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федера-ции осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2565.

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных от-ношений отнесено владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (статья 82 Лесного кодекса РФ).
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоря-жению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ).
Важно, что согласно статье 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организа-ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации" <1> передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основании соглашений с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответст-венность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В соответствии с названным Федеральным законом Правительством Российской Федерации принято Постановление от 8 декабря 2008 г. N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений меж-ду федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<2> СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5953.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контро-лируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий. В частности, согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений", Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий.
Согласно пунктам 5 и 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" <1> на стороне арендодателя выступают:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2793.

а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;
б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аук-ционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собствен-ности, на стороне арендодателя в зависимости от принадлежности права собственности на лесной участок и наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий субъектам Российской Федерации могут быть:
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления.
Важно, что согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положе-ния об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодек-сом РФ. Кроме того, согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором. Договор подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и считается заключенным с момента регистрации. При заключении договора арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.
5. В части 5 комментируемой статьи определен орган государственной власти, уполномоченный утверждать порядок подготовки и заключения, а также форму договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муници-пальной собственности, - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В настоящее время продолжают действовать Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2793.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в обязательном порядке должен содержать следующие условия (существенные условия):
- сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору как неотъемлемая часть, либо номер учетной записи в государственном лесном реестре и план лесного участка, заверенный органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра - органом государственной власти субъектов Российской Федерации или Федеральным агентством лесного хозяйства (в случае предоставления до 1 января 2010 года лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета);
- срок договора;
- виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;
- размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы;
- объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.
Кроме того, к иным условиям договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отнесены:
- права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов;
- ответственность за нарушение условий договора, в том числе неустойки (штрафы, пени);
- основания и порядок расторжения и изменения договора;
- сведения об обременении, ограничении использования лесного участка;
- иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации (указываются по усмотрению сторон).
Согласно материалам судебной практики договор аренды лесного участка по своей правовой природе может быть смешанным и содержать как элементы договора аренды, так и условия договора о возмездном оказании услуг (например, обязанность одной из сторон оказать услуги по отводу лесных участков для рубки лесных насаждений) <1>. Между тем данный договор должен содержать указанные выше обязательные (существенные) условия, предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2008 г. N Ф10-5181/08 опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".
<2> СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2793.

Если предоставление лесного участка осуществляется с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (см. часть 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ), то подготовка и заключение договоров осуществляются следующими органами, выступающими на стороне арендодателя:
а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;
б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (см. часть 4 статьи 74 Лесного кодекса РФ);
в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аук-ционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства (см. часть 4 статьи 74 Лесного кодек-са РФ).
Лесной кодекс РФ не предусматривает положений, согласно которым в случае отсутствия заявок участки лесного фонда могут передаваться без проведения аукциона. Таким образом, отсутствие заявок не является основанием для предос-тавления участков лесного фонда без проведения аукциона. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2006 г. опубликовано не было. Приводится по тексту, приведенному в СПС "КонсультантПлюс".

В случаях, когда законом допускается предоставление лесного участка без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды (часть 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ), подготовка и заключение договоров осуществляются органами, которые являются организаторами аукциона:
а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;
б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аук-ционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральное агентство лесного хозяйства.
В случае принятия решения без проведения аукциона арендодателем обеспечивается проведение государственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка, после чего арендодатель и заявитель в течение 30 дней осуществляют подготовку и подписание договора по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" // СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2793.

Подготовка и подписание договора на основании результатов аукциона по продаже права на заключение договора осуществляются в соответствии со статьей 80 Лесного кодекса РФ по форме примерного договора аренды лесного участка.
Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежит го-сударственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При заключении договора арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков в соответствии с гражданским законодательством. Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
Предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обо-роны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охра-няемых природных территориях и земельным законодательством <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использова-ния" // СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1613.

Необходимо учесть, что в случае предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, на срок не более 1 года для выполнения изыскательских работ договор заключается в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 161 <1>. Данный договор не подлежит государственной регистрации.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 161 "Об утверждении Положения о предоставле-нии в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1125.

Важно учесть, что до 1 января 2010 года допускалось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участ-ков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. С 1 марта 2008 года лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. После 1 января 2010 г. предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда осуществляется при условии проведения государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <1>). Между тем действует временное исключение из данного правила - до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (см. ст. 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в ред. от 24 июля 2007 г. N 217-ФЗ).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

Важно, что после 1 января 2009 года запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйст-венными регламентами (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Рос-сийской Федерации" <1>).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

Глава 7. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ