Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 75. Договор купли-продажи лесных насаждений

1. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

3. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

4. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

5. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

6. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 6 статьи 75


<Статья 74 | Статья 75 | Статья 76>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно части 1 комментируемой статьи лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут отчуждаться (продаваться) по договору купли-продажи. Таким образом, по данному основанию у граждан и юридических лиц может возникать право собственности на лесные насаждения, расположенные на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Объектом названного договора являются исключительно лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По смыслу Лесного кодекса Российской Федерации к лесным насаждениям отнесены деревья, кустарники и лианы в лесах (см. часть 1 статьи 16 комментируемого Кодекса).
Лесные насаждения, являющиеся объектом договора, должны располагаться на землях, находящихся в государствен-ной или муниципальной собственности. Необходимо отметить, что под государственной собственностью следует понимать собственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральная собственность по смыслу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации - исключительно собственность Российской Федерации. Право собственности на лесные участки подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государст-венной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>. Важно, что согласно части 1 статьи 7 названного Федерального закона государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государствен-ную регистрацию прав (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии <2>), обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
<2> См.: Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, ка-дастра и картографии" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (статьи 15 - 19 Земельного кодекса РФ). В частности, земельные участки могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, в государственной собственности, в муниципальной собственности. Однако во всяком случае лесные насаждения, отчуж-даемые по договору купли-продажи, предусмотренному в комментируемой статье, должны располагаться на лесном участке, находящемся в собственности публично-правовых образований - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (см. часть 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ). При этом необходимо учитывать, что непосредственное осуществление полномочий собственника в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, может передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.
Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных от-ношений отнесено владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (статья 82 Лесного кодекса РФ).
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоря-жению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ).
Важно, что согласно статье 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организа-ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации" <1> передача осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется на основании соглашений с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответст-венность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В соответствии с названным Федеральным законом Правительством Российской Федерации принято Постановление от 8 декабря 2008 г. N 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений меж-ду федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<2> СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5953.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контро-лируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий. В частности, согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений", Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" определены органы, уполномоченные осуществлять подготовку договора на основании обращений юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, или по своей инициативе, а также заключение договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора или без проведения такого аукциона.
1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют подготовку и заключение дого-воров купли-продажи в отношении лесных насаждений, расположенных:
- на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
1.2. Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и заключение договоров купли-продажи в отноше-нии лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
1.3. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет подготовку и заключение договоров купли-продажи в от-ношении лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
1.4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет подготовку и заключение договоров купли-продажи в отношении лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых территорий федерального значения.
1.5. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны, безопасности, осуществляют подготовку и заключение договоров купли-продажи в отношении лесных насаждений, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, по договору купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от принадлежности права собственности на лесной участок и наличия акта передачи осуществления отдельных полномочий в соответствии с Лесным кодексом РФ на стороне продавца могут выступать:
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- Федеральное агентство лесного хозяйства;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны.
Покупателями лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели. В Лесном кодексе РФ не установлено определений граждан и юридических лиц. В связи с этим возникает неопределенность относительно воз-можности заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государст-венной или муниципальной собственности, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Важно, что согласно ста-тье 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом необходимо учесть, что согласно части 3 статьи 75 Лесного кодекса РФ к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Согласно абзацу 4 статьи 2 Гражданского кодекса РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следует согласиться с мнением проф. А.А. Ялбулганова о том, что Лесной кодекс РФ, с одной стороны, не указывает иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранные юридические лица в составе участников лесных отношений, но с другой - не содержит запрета на заключение этими категориями лиц договоров аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, исходя из положений Конституции РФ и ГК РФ названные категории лиц могут заключать соответствующие договоры <1>.
--------------------------------
<1> См.: Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007.

По смыслу статей Лесного кодекса РФ по общему правилу лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Об этом свидетельствует и предусмотренный порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, при котором заявки на участие в аукционе могут подавать индивидуальные предприниматели (часть 11 статьи 79 Лесного кодекса РФ). Согласно части 3 статьи 25 Лесного кодекса РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. Кроме того, согласно части 1 статьи 29, части 1 статьи 31, части 1 статьи 32, части 1 статьи 34, части 1 статьи 36 Лесного кодекса РФ заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, переработка древесины и иных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность. Однако Лесной кодекс может содержать исключения, при которых использование лесов разрешается только гражданам для собственных нужд, не связанных с предпринимательской и иной коммерческой деятельностью.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

По общему правилу договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Однако в отдельных случаях законодатель допускает заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона: при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременным осуществлением продажи лесных насаждений для заготовки древесины (статья 19 Лесного кодекса РФ), а также в случае заготовки гражданами древесины для собственных нужд (статья 30 Лесного кодекса РФ).
Продажа лесных насаждений означает их отчуждение собственником (продавцом) в пользу другого лица (покупателя) на возмездных условиях. Покупатель обязан оплатить передаваемые лесные насаждения в размере, определяемом в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса РФ. Покупатель может использовать передаваемые лесные насаждения в соответствии с видами использования лесов (см. статью 25 комментируемого Кодекса) и при соблюдении правил использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в Российской Федерации. По смыслу комментируемой статьи лесные насаждения передаются по договору в целях заготовки. Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Представляется, что данное определение заготовки применимо к иным видам лесных насаждений. Таким образом, в результате заготовки лесные насаждения переходят в разряд объектов движимого имущества. В силу данного обстоятельства у покупателя на основании рассматриваемого договора не может возникать каких-либо прав на лесной участок, на котором располагались лесные насаждения. Положения статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации "Право пользования земельным участком собственником недвижимости" в данном случае не применяются.
2. Согласно части 2 комментируемой статьи правила купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены Лесным кодексом Российской Федерации.
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает содержание и срок договора купли-продажи лесных насажде-ний (статья 75), правила определения платы по договору (статья 76), порядок заключения договора (статья 77). Кроме того, в главе 8 Лесного кодекса РФ предусмотрен порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает условия и порядок купли-продажи лесных на-саждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом необходимо учесть, что согласно части 3 комментируемой статьи к заключенному договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
3. Согласно части 3 комментируемой статьи положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, могут применяться к договору купли-продажи лесных насаждений в части, не противоре-чащей Лесному кодексу РФ. Данное положение имеет следующие правовые аспекты:
- по общему правилу положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, подлежат применению к договору купли-продажи лесных насаждений при условии, что они не противоречат Лесному кодексу РФ;
- в отдельных статьях Лесного кодекса РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение Гражданского кодекса РФ в этой части, урегулированной Лесным кодексом РФ.
Таким образом, в статьях Лесного кодекса РФ могут предусматриваться изъятия из правила применения Гражданского кодекса РФ к договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При применении Гражданского кодекса РФ к договору купли-продажи лесных насаждений необходимо руководство-ваться положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ.
4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрены обязательные требования к определению объекта договора, которым являются лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре должны быть указаны местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел), а также объем подлежащей заготовке древесины. Данные признаки позволяют индивидуализировать объект договора.
4.1. Местоположение лесных насаждений, подлежащих передаче по договору купли-продажи, обозначается на картах (схемах) лесов, а также на местности с помощью лесохозяйственных знаков. Форма схемы расположения лесных насаждений установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" <1>. В схеме указываются признаки, позволяющие определить точное местоположение лесных насаждений, являющихся объектом договора: субъект Российской Федерации, лесничество (лесопарк), номера лесного квартала, лесотаксационного выдела. Подробные сведения об указанных в схеме расположения лесных насаждений лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах включены в государственный лесной реестр - систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (статья 91 Лесного кодекса РФ).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3293.

4.2. Объем подлежащей заготовке древесины определяется в договоре исходя из фактических величин подлежащей за-готовке древесины. Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципаль-ной собственности" в приложении к договору указывается характеристика всего объема подлежащей заготовке древесины по породам и крупности. При определении объема подлежащей заготовке древесины необходимо руководствоваться правилами использования отдельных видов лесных ресурсов. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" земельным, лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды должны предусматриваться нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Например, ежегодные допустимые объемы изъятия лесных ресурсов предусматриваются лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесопарков.
5. Согласно части 5 комментируемой статьи установлен предельный срок действия договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Срок договора не может превышать один год. Это означает, что лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государст-венной или муниципальной собственности, передаются на срок, равный одному календарному году, или на срок менее одного календарного года. В течение данного срока покупатель (юридическое лицо, гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель) обладает правом собственности на лесные насаждения, расположенные на лесном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, которые определены (индивидуализированы) в договоре. При этом важно, что покупатель в течение срока действия договора может осуществлять заготовку только тех лесных насаждений, которые индивидуализированы в договоре - объем заготовки и местоположение которых четко определены в соответствии с требованиями законодательства (см. часть 4 комментируемой статьи).
Важно, что по смыслу комментируемой статьи лесные насаждения передаются по договору в целях заготовки. Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Представляется, что данное определение заготовки применимо к иным видам лесных насаждений. Таким образом, в результате заготовки лесные насаждения переходят в разряд объектов движимого имущества. В силу данного обстоятельства у покупателя на основании рассматриваемого договора не может возникать каких-либо прав на лесной участок, на котором располагались лесные насаждения. Положения статьи 271 Гражданского кодекса РФ "Право пользования земельным участком собственником недвижимости" в данном случае не применяются. По окончании срока действия договора покупатель не может осуществлять заготовку лесных насаждений, расположенных на указанном лесном участке.