Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 78. Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ в часть 1 статьи 78 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции


1. Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

2. В случае, если договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не заключен в соответствии с частью 1 настоящей статьи, допускается проведение аукциона, по результатам которого заключается договор аренды такого лесного участка, предусматривающий начало срока внесения арендной платы по истечении первых пяти лет срока договора аренды лесного участка.


<Статья 77 | Статья 78 | Статья 79>

Научно-практический комментарий:

Глава восьмая Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) посвящена вопросам организации и проведе-ния аукционов, предметом которых является право на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в госу-дарственной или муниципальной собственности, либо договоров купли-продажи лесных насаждений.
В развитие положений норм, урегулированных в рассматриваемой главе, Министерством сельского хозяйства разра-ботаны Методические указания, утвержденные Приказом от 24.01.2009 N 75 "Об утверждении методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.09 N 13883), далее именуемый в комментируемой главе как Приказ N 75.
Также следует обратить внимание, что Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насажде-ний, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждены Правительством Российской Федерации (Постановление Прави-тельства РФ от 26.06.2007 N 406).
В соответствии с частью 1 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому аренда лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 9 ЛК РФ), а также приобретение лесных насаждений (то есть деревьев, кустарников, лиан в лесах - ст. 16 ЛК РФ) посредством заключения договора купли-продажи возможны лишь путем проведения аукциона.
Согласно ст. 9 ЛК РФ, право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. Право аренды является единственной из перечислен-ных в статье 9 ЛК РФ форм распоряжения и пользования лесных участков, передача которого осуществляется посредством аукциона.
Аукцион наряду с конкурсом является одной из форм заключения договора путем проведения торгов (ст. 447 Граж-данского кодекса Российской Федерации). Основным отличием конкурса от аукциона является способ определения лица, выигравшего торги, то есть победителя. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее максимальную цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, пред-ложило лучшие условия. Аукционы и конкурсы могут быть закрытыми и открытыми. В открытом аукционе и открытом кон-курсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально при-глашенные для этой цели. Соответственно, аукцион, предусмотренный комментируемой статьей, является открытым.
Следует иметь в виду, что специальные требования к договору купли-продажи лесных насаждений, а также нормы, регламентирующие порядок предоставления в аренду участков, указанных в настоящей статье, установлены в предыдущих главах комментируемого Закона (главы 7 и 6 ЛК РФ соответственно).
Из общего правила об обязательном проведении аукционов в связи с заключением договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров купли-продажи лесных насаждений, предусмотренных комментируемой статьей, ЛК РФ устанавливает нижеследующие исключения:
1. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
а) использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр; для разработки месторождений по-лезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гид-ротехнических сооружений, специализированных портов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электро-передачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. ст. 43 - 45 ЛК РФ);
б) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
в) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предприни-мателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
г) а также с 1 апреля 2010 года, в случае использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в порядке статьи 36 ЛК РФ (Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
2. Без проведения аукциона договоры купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муни-ципальной собственности, заключаются:
а) при осуществлении мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, в порядке, предусмотренном статьей 19 ЛК РФ;
б) при осуществлении заготовки гражданами древесины для собственных нужд в порядке, предусмотренном статьей 30 ЛК РФ.
Часть 2 комментируемой статьи предусматривает урегулирование частного случая, при котором, если договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не заключен в соответствии с частью 1 комментируемой статьи, допускается проведение аукциона, по результатам которого заключается договор аренды такого лесного участка, предусматривающий начало срока внесения арендной платы по истечении первых 5 лет срока договора аренды лесного участка.
Следует обратить внимание, что комментируемая часть регулирует именно случай аренды земельного участка и не регулирует случай с куплей-продажей лесных насаждений.
Посредством буквального толкования текста нормы комментируемой части можно сделать вывод, что по проведении аукциона, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, возможна ситуация, при которой не будет выявлен победитель и в то же время не останется ни одного участника аукциона (см. комментарий к статье 80 ЛК РФ). Тогда в качестве дополни-тельного стимулирующего условия последующих аукционов в отношении одного и того же предмета допускается отсрочка выплаты арендной платы в течение первых пяти лет. В результате при выявлении победителя во втором или ином после-дующем дополнительном аукционе выигравшее лицо может воспользоваться предоставленной ему отсрочкой. Следует от-метить, что, следуя принципу платности, предусмотренному в ст. 11 ЛК РФ, указанная отсрочка ни в коей мере не означает освобождение арендатора от внесения арендной платы в первые 5 лет.
В первоначальной редакции комментируемой части наличествовал сомнительный и потенциально коррупционный механизм возможности передачи лесных насаждений в доверительное управление лицу, предложившему минимальный размер вознаграждения за доверительное управление (проект ЛК РФ, ст. 69).