Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 79. Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений

1. Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.

2. Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.


<Статья 78 | Статья 79 | Статья 80>

Научно-практический комментарий:

Комментируемая статья посвящена вопросам установления прав и обязанностей организатора аукциона и заявителей (участников), а также процедуре проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Нормы комментируемой статьи конкретизируются также в Приказе N 75.
В части 1 комментируемой статьи определяется, что организатором аукциона, предметом которого является право на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут являться два субъекта:
1) продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муници-пальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, а именно органы государственной власти, органы местного самоуправления;
2) специализированная организация, действующая на основании договора с продавцом права. При этом законода-тель в комментируемой части статьи не устанавливает ограничение по организационно-правовой форме такой организации.
Приводя используемое в юридической литературе понятие "организационно-правовая форма", следует внести ясность в его суть. Под организациями в первую очередь понимаются юридические лица, которые, в свою очередь, по принципу ос-новной цели своей деятельности (извлечение прибыли) делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. Соответственно, организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, именуются коммерческими; организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религи-озных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмот-ренных законом (ст. ст. 48, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также следует иметь в виду, что в предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица (то есть индивидуальным предпринимателем), применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако в комментируемой части речь идет о некой специализированной организации. В связи с этим пункт 6 прило-жения к Приказу N 75 уточняет, что вплоть до определения специализированных организаций, с которыми может быть за-ключен соответствующий договор, организаторами аукционов выступают исключительно органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Организатор аукциона осуществляет следующие функции:
а) определяет лесные участки, право аренды которых подлежит продаже, а при продаже права на заключение договора купли-продажи - местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины;
б) готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, и заблаговременно передает указанную документацию организатору аукциона;
в) готовит проекты договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений;
г) обеспечивает подписание договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений в установленный срок, а также предпринимает действия, необходимые для их государственной регистрации в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации;
д) осуществляет иные функции в качестве продавца права (см. комментарий к части 2 настоящей статьи).
Организатор аукциона при проведении аукциона осуществляет следующие функции:
а) обеспечивает подготовку, опубликование извещения о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального обра-зования, на территории которого расположен лесной участок (далее - периодическое печатное издание);
б) обеспечивает размещение на официальном сайте высшего органа государственной власти Российской Федерации или органа местного самоуправления в сети Интернет извещение о проведении аукциона с размещением всей документации об аукционе;
в) определяет место, дату, время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе (далее - заявки), место, дату и время определения участников аукциона, дату и место проведения и подведения итогов аукциона;
г) принимает от заявителей заявки на участие в аукционе и прилагаемые к ним документы по описи в установленном Приказе N 75 порядке, обеспечивает их сохранность, а также конфиденциальность сведений о лицах, подавших заявки, а также информации о наличии или отсутствии заявок, поданных на соответствующий лот (аукционную единицу);
д) определяет в соответствии с ЛК РФ начальную продажную цену права аренды или начальную продажную цену лесных насаждений, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона");
е) проверяет правильность оформления документов, представленных заявителями;
ж) принимает решение о признании заявителей участниками аукциона или об отказе в допуске к аукциону по основа-ниям, установленным ЛК РФ, и уведомляет заявителей о принятом решении в порядке, установленном в Приказе N 75;
з) формирует аукционную комиссию и обеспечивает избрание из числа ее членов аукциониста для проведения аук-циона;
и) заключает с заявителями соглашение о задатке, осуществляет прием и возврат задатков в установленном порядке;
к) определяет победителя аукциона, оформляет протокол об итогах аукциона;
л) обеспечивает опубликование информации о результатах аукциона в периодическом печатном издании, а также размещение указанной информации на официальном сайте в сети Интернет;
м) осуществляет иные функции в качестве организатора аукциона в соответствии с ЛК РФ;
н) в установленном решением о передаче функций организатора аукциона или договором со специализированной ор-ганизацией порядке и сроки отчитывается перед продавцом о проведенном аукционе и передает продавцу все документы о проведенном аукционе.
В части 2 комментируемой статьи уточняется, что вне зависимости от того, какое из лиц, указанных в части первой комментируемой статьи, осуществляет организацию аукциона, продавцом права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления. Объем правомочий (то есть прав и обязанностей) таких субъектов регламентирован статьями 81 - 84 ЛК РФ (см. комментарий к гла-ве 9 ЛК РФ).
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает порядок размещения извещения о проведении аукциона. Организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в срок не менее чем за 60 дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды, а при проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи - не менее чем за 15 дней до дня проведения аукциона, а также размещает это извещение в перио-дическом печатном издании и на официальном сайте. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для озна-комления всем заинтересованным лицам.
Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в текст части были внесены важные антикоррупционные изме-нения. К требованию о предварительной, не менее чем за 60 дней, публикации в региональном периодическом печатном издании извещения о проведении аукциона добавилось однозначно определенное требование в такие же сроки обеспечить размещение извещения на официальном сайте в сети Интернет. Такой сайт определяется Правительством Российской Феде-рации либо, в отсутствие определения, информация подлежит размещению на официальном сайте организатора аукциона. Ранее действовавшая редакция хотя и устанавливала обязанность размещения извещения в сети Интернет, но не устанавли-вала определенные сроки, и тем самым создавалась почва для злоупотреблений. Также ныне действующая редакция комментируемой части статьи устанавливает принцип безвозмездности получения информации о проведении аукциона.
В части 4 комментируемой статьи регламентируется перечень сведений, которые должно содержать извещение о про-ведении аукциона, а также установлено условие о начальной цене предмета аукциона.
Такая цена должна определяться в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ, но быть не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений. При определении цены также следует учитывать бланкетную норму статьи 95 ЛК РФ, норма которой гласит, что оценка лесов (оценка лесных уча-стков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федераль-ным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, согласно норме пункта, а также Приказа N 75 извещение должно содержать следующие сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и грани-цах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов;
3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины);
4) об официальном сайте в сети Интернет, на котором размещена документация об аукционе;
5) о сроке, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка либо договор купли-продажи лесных насаждений.
Часть 5 комментируемой статьи, подтверждая установленное в п. 3 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федера-ции право организатора аукциона отказаться от проведения аукциона, устанавливает специальный предельный срок для такого отказа, а именно:
1) не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на за-ключение договора аренды лесного участка или
2) не менее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Извещение об отказе от проведения аукциона в течение 3 дней опубликовывается организатором аукциона в периоди-ческом печатном издании и в течение 2 дней размещается на официальном сайте. Организатор аукциона в течение 2 дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение 5 дней возвратить им внесенные задатки.
В части 6 комментируемой статьи приведен закрытый перечень документации об аукционе, которую наряду с извеще-нием об аукционе должен подготовить организатор аукциона, который также отражен и в Приказе N 75:
1) сведения, касающиеся лесного участка или подлежащих заготовке лесных ресурсов (то есть проектную документа-цию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков);
2) кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;
3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем пяти процентов от начальной цены предмета аукциона;
4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;
5) сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка;
6) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений. Например, форма при-мерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждена Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 N 406).
В соответствии с частью первой статьи 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 50. Ст. 5279) допус-калось предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, но до 1 января 2010 г.
Согласно требованиям части 7 комментируемой статьи, извещение о проведении аукциона вместе с документацией, указанной в части 6 комментируемой статьи, должны быть размещены одновременно на официальном сайте, с возможно-стью ознакомления любым заинтересованным лицом с целью максимально расширить перечень лиц, могущих принять уча-стие в таком аукционе. В перечень такой документации Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" добавлено требование о предоставлении проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качест-венных характеристиках лесных участков. Вся документация об аукционе подлежит размещению на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам, вместе с извещением.
Отказ в праве доступа на аукцион возможен, однако лишь по основаниям, предусмотренным частью 8 комментируе-мой статьи. Таких оснований комментируемая часть предусматривает всего пять:
1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;
2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лес-ные участки;
3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур бан-кротства;
4) нахождение заявителя - юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином дея-тельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, прямо не предусмотренным нормами части 8 комментируемой статьи, не предусмотрен, об этом прямо говорится в норме части 9 комментируемой статьи. Соответственно, любое иное основание отказа в допуске к участию в аукционе будет незаконным и может быть обжаловано в суде.
В судебной практике возник вопрос о том, является ли установленный факт подписания заявки на участие в аукционе неуполномоченным лицом основанием для отказа в участии заявителя, чья заявка была подписана таким неуполномоченным лицом. Предприниматель А. как один из участников аукциона в порядке оспорил решение аукционной комиссии о допуске к участию в аукционе двух других лиц, поскольку их заявки подписаны и поданы неуполномоченными представителями.
В ходе проверки доводов заявителя суд первой инстанции руководствовался нормами главы 8 Лесного кодекса Рос-сийской Федерации об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в госу-дарственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Суд апелляционной инстанции поддержал мнение суда первой инстанции, так же как и суд кассационной инстанции, кото-рый руководствовался следующими основаниями. В связи с тем что из содержания частей 10, 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации не требуется необходимости указания в заявке на участие в аукционе, а также в документах, прикла-дываемых к ней, документов о полномочиях лиц, обращающихся с заявкой. Исчерпывающий перечень оснований для отказа заявителю в допуске к участию в аукционе содержится в части 8 этой статьи и согласно части 9 данной статьи отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям не допускается (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.01.2010 по делу N А03-6056/2009).
Также следует обратить внимание на то, что каких-либо специальных требований к доверенности, выдаваемой участ-ником аукциона своему представителю, на право участия в аукционе ЛК РФ, в том числе требования о нотариальном ее удостоверении, не предусмотрено.
Для реализации права на участие в аукционе лицу необходимо подать заявку, перечень требований к которой, а также перечень документов, прилагаемых к ней, установлен частями 10, 11 комментируемой статьи. Пакет документов, содержащий заявку и приложения, может быть представлен организатору как лично, так и через уполномоченного представителя.
Согласно нормам статьи 182 главы 10 Гражданского кодекса РФ, представительство есть полномочие, основанное на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или местного самоуправления. Важно помнить, что представителем не может быть лицо, действующее хоть и в чужих интересах, но от собственного имени (например, коммерческие представители).
Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также со-вершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением слу-чаев коммерческого представительства. Сделка, совершенная в нарушение данного условия, может быть признана судом ничтожной.
Здесь следует обратить внимание на позицию, обозначенную в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданско-го законодательства от 07.10.2009). Пункт 6.2 данной Концепции утверждает, что норма о сделках представителя в отноше-нии себя лично или в отношении лица, представителем которого он одновременно является (пункт 3 статьи 182 Гражданско-го кодекса Российской Федерации), получила широкое применение на практике, и, как правило, подобные сделки объявля-ются судами ничтожными. Вместе с тем данное положение направлено исключительно на защиту интересов представляемо-го от возможного их ущемления представителем в условиях конфликта интересов. Ничтожность подобной сделки следует считать излишне жестким последствием нарушения. Тем не менее на настоящий момент данное условие признания ничтож-ности сделки является действующим.
В части 11 комментируемой статьи также установлен закрытый перечень документов, которые должны прилагаться к заявке. Таких документов всего два:
а) для юридического лица: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (либо ее нотариально удостоверенная копия) и документы, подтверждающие факт внесения задатка;
б) для индивидуального предпринимателя: выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпри-нимателей (либо ее нотариально удостоверенная копия) и документы, подтверждающие факт внесения задатка.
Иные документы организатору, согласно требованию части 12 комментируемой статьи, требовать запрещено. Данное правило также закреплено в утвержденном Приказом Управления лесами от 08.08.2007 N 86 Порядке организации и прове-дения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Частью 13 комментируемой статьи закреплено два важных принципа:
1) заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе;
2) не допускается взимание платы за участие в аукционе.
При этом следует помнить, что задаток ни в коей мере не является платой за участие в аукционе. По своей юридиче-ской природе задаток - это один из способов обеспечения выполнения обязательства. Легальное определение задатка сфор-мулировано в ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации, где говорится, что задатком признается денежная сум-ма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
В случае если заявитель воспользуется предусмотренным в части 14 комментируемой статьи правом отзыва заявки на участие в аукционе в любое время до окончания срока подачи заявок на участие, внесенный таким заявителем задаток воз-вращается ему в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления об отзыве заявки на участие в аукционе. Законода-тель не предусматривает применение к такому лицу штрафных санкций. Также и в те же сроки задаток подлежит возврату заявителю, не допущенному к участию в аукционе (часть 17 комментируемой статьи), и лицам, хотя и участвовавшим в аук-ционе, но не ставшим его победителями (ч. 5 ст. 80 ЛК РФ).
Приказ N 75 в главе III регламентирует порядок приема заявок и определения участников аукциона. Согласно нормам, установленным в нем, для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям Приказа N 75 и ЛК РФ.
В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для инди-видуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета как юридического лица, так и индивидуального пред-принимателя. Заявитель вправе указать в заявке иные сведения по своему усмотрению. При подаче заявки заявитель или уполномоченный представитель заявителя предъявляет документ, удостоверяющий личность.
Документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кре-дитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисле-ния суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме. Следует отметить, что исходя из практики следует удостовериться, что платежное поручение и выписка по банковскому счету подписаны уполномоченным сотрудником банка, а также скреплены круглой печатью банка.
Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается.
Если на аукционе проводятся торги по нескольким лотам (аукционным единицам), заявитель вправе подать только од-ну заявку на один и тот же лот, при этом заявитель вправе подать несколько заявок на разные лоты. На каждый лот заявитель оформляет отдельную заявку с приложением всех необходимых документов к каждой заявке. Если заявитель претендует на участие в аукционе по более чем одному лоту аукциона, допускается предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в копиях по каждому из последующих лотов. В указанных случаях копии соответствующих документов заверяются нотариально.
Отзыв заявки осуществляется путем представления организатору аукциона письменного заявления об отзыве заявки в свободной форме, подписанного заявителем или уполномоченным им лицом.
Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем 14 дней, а заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - не менее чем 5 дней.
Заявка и опись представленных документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у организатора аукциона, другой - у заявителя. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором аукциона в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре описи документов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Журнал для приема заявок должен быть сброшюрован, на месте сшивки проставляется печать организатора аукциона, а также учиняются подписи не менее двух членов аукционной комиссии.
Заявка, поступившая по истечении срока ее приема вместе с документами по описи, на которой делается отметка об отказе в принятии документов с указанием причины отказа, возвращается в день ее поступления заявителю или его уполно-моченному представителю под расписку.
Следует помнить, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 15) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Фе-дерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.