Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 80. Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ в часть 1 статьи 80 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции


1. Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона". Если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. Организатор аукциона обязан осуществлять аудиозапись аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона.

2. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона, организатор аукциона объявляет победителя аукциона.

3. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона.

4. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона передает победителю аукциона один экземпляр протокола.

5. В течение пяти рабочих дней со дня подписания указанного в части 3 настоящей статьи протокола организатор аукциона обязан возвратить задатки участникам аукциона, которые не стали победителями аукциона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ часть 6 статьи 80 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

6. Не допускается заключение договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет". При этом стороны подписывают договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений в течение десяти рабочих дней по истечении указанного в настоящей части срока.

7. Аукцион признается несостоявшимся в случае, если:

1) в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона;


<Статья 79 | Статья 80 | Статья 81>

Научно-практический комментарий:

Комментируемая статья регламентирует процедуру проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Процедура, указанная в комментируемой статье, также расширяется и уточняется в главе IV Приказа N 75.
В части 1 комментируемой статьи установлены требования к процедуре увеличения цены посредством установления так называемого шага аукциона, а также закреплено правило, согласно которому, если после троекратного объявления на-чальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по на-чальной цене, аукцион признается несостоявшимся.
Процедура проведения аукциона призвана быть прозрачной, в связи с чем в норме комментируемой части статьи за-креплено право любого лица, присутствующего при проведении аукциона, осуществлять аудио- и видеозапись аукциона, а в отношении организатора аукциона установлена обязанность осуществления аудиозаписи аукциона.
Также прозрачности всей процедуры проведения аукциона, в том числе и по его завершении, способствует норма час-ти 9 комментируемой статьи, которая устанавливает требование об опубликовании информации о результатах аукциона организатором в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в том же периодическом печатном издании, в котором ранее было опубликовано извещение о проведении аукциона, и в тот же срок разместить такую информацию на официальном сайте в сети Интернет.
Аукцион проводится в указанном в извещении о проведении аукциона месте, в соответствующие день и час. При про-ведении аукциона в месте его проведения присутствует только один уполномоченный представитель от каждого участника.
Сама процедура проведения аукциона детально регламентирована в Приказе N 75 и проводится в следующем порядке:
а) аукцион ведет аукционист, назначаемый из числа членов аукционной комиссии;
б) аукцион начинается с объявления председателем аукционной комиссии об открытии аукциона;
в) аукционист оглашает последовательность проведения аукциона по включенным в него лотам (аукционным едини-цам);
г) по каждой аукционной единице аукционист оглашает наименование, основные характеристики и начальную цену предмета аукциона, а также "шаг аукциона";
д) аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины); "шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем пяти про-центов от начальной цены предмета аукциона;
е) участникам аукциона выдаются пронумерованные карточки участника аукциона;
ж) после объявления аукционистом начальной цены предмета аукциона по аукционной единице участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек участника. После заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на "шаг аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной "шагу аукциона", эта цена называется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения;
з) аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со сторо-ны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену три раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается.
Согласно норме части 2 комментируемой статьи, победителем является лицо, сделавшее последнее максимальное предложение, если после троекратного объявления такого предложения ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену аукциона. Аукционист объявляет о продаже аукционной единицы, называет продажную цену и номер карточки победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними.
Таким образом, процедура объявления победителя является классической, простой и понятной всем участникам.
Результаты аукциона, согласно норме части 3 комментируемой статьи, в том числе и итоговая цена, предложенная победителем аукциона, заносится в протокол об итогах аукциона, составляемый в 2 экземплярах в день проведения аукциона. Протокол об итогах аукциона, подписанный организатором аукциона в лице председателя аукционной комиссии и победителем аукциона, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора аренды или договора купли-продажи. Данный протокол, согласно норме части 4 комментируемой статьи, в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона передается организатором аукциона победителю аукциона в одном экземпляре.
Особо следует обратить внимание на судебную практику в отношении сроков заключения договоров, предусмотрен-ных частью 5 комментируемой статьи, которая исходит из того, что подписание договора аренды лесного участка с нарушением десятидневного срока, исчисляемого с момента проведения лесного аукциона, а также нарушение трехдневного срока на опубликование результатов аукциона не отнесены ни к одному из оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права, предусмотренных п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Постановление ФАС Московского округа от 19.03.2009 N КГ-А41/1743-09 по делу N А41-14454/08).
Договор, право на заключение которого было выиграно на аукционе, должен быть заключен в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола аукциона, на что указывает норма части 6 комментируемой статьи.
В случае признания аукциона несостоявшимся организатор аукциона в тот же день составляет соответствующий про-токол, подписываемый организатором аукциона и председателем аукционной комиссии.
В части 7 комментируемой статьи установлен закрытый перечень оснований для признания аукциона несостоявшимся. Таких оснований два:
1) в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона;
2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по его начальной цене.
Однако наличие одного участника в аукционе вовсе не означает невозможность заключения таким лицом договора, предмет которого выставлялся на аукцион. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает легальную процедуру, согласно которой, в случае если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем лишь одного участника, такой участник аукциона не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).
Таким образом, единственным критерием определения победителя аукциона, проводимого на основании и в порядке, предусмотренных главой 8 ЛК РФ, помимо случая, указанного выше, является предложение наиболее высокой цены предме-та аукциона.
Следует отметить, что договор аренды, заключенный в рассмотренном порядке, подлежит государственной регистра-ции в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 3 ст. 4.3 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Фе-дерации"). Учетную регистрацию заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений, в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 03.12.2007 N 490 (ред. от 02.10.2009), ведут управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации.
В случае уклонения одной из сторон от заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государствен-ной или муниципальной собственности, либо договоров купли-продажи лесных насаждений, другая сторона вправе обра-титься в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения на основании статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует напомнить, что согласно нормам статьи 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Подытоживая комментарий к главе 8 ЛК РФ, следует обратить внимание на императивные требования норм статей двух предыдущих глав, прямо влияющих на отношения сторон, возникшие по заключении договора на торгах, а именно при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также при заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается (части 2 ст. ст. 74, 77 ЛК РФ). Судебная практика также подтверждает такой подход (например, Постановление ФАС Центрального округа от 22.04.2008 N Ф10-1021/08 по делу N А09-4312/07-10).

Глава 9. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ