Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:

1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;

2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;

3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;

4) установление правил заготовки древесины;

5) установление правил заготовки живицы;

6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

7) установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8.1

8.1) установление правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

9) установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;

10) установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;

11) установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ в пункт 12 статьи 81 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

12) установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

13) установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;

14) установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;

15) установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ в пункт 16 статьи 81 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

16) установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16.1

16.1) установление нормативов противопожарного обустройства лесов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16.2

16.2) определение средств предупреждения и тушения лесных пожаров, установление нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16.3

16.3) установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состава и форм представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16.4

16.4) установление порядка разработки и утверждения плана тушения лесного пожара и его формы, порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16.5

16.5) установление правил тушения лесных пожаров;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16.6

16.6) установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16.7

16.7) установление классификации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядка введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 16.8

16.8) установление классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;

17) установление правил санитарной безопасности в лесах;

18) установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;

19) установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;

20) установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;

21) установление правил лесовосстановления;

22) установление правил лесоразведения;

23) установление правил ухода за лесами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ в пункт 24 статьи 81 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

24) установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правил создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и других объектов);

25) установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ пункт 26 статьи 81 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

26) проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства;

27) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;

28) установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

29) утверждение формы примерного договора аренды лесного участка;

30) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;

31) установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;

32) установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества;

33) осуществление государственной инвентаризации лесов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ статья 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом 33.1

33.1) установление типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки;

34) установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ в пункт 35 статьи 81 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

35) установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра;


<Статья 80 | Статья 81 | Статья 82>

Научно-практический комментарий:

1. Установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки.
Согласно п. 1 части 1 ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений относится установление возрастов рубок лесов. Согласно ст. 16 комментируемого Кодекса рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Закрепленное полномочие является императивным и означает, что только органы государственной власти РФ устанавливают возраст рубок лесов, т.е., проще говоря, возраст, с которого можно рубить лес. Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, к полномочия данного агентства относится установление возраста рубок лесов. Таким образом, именно Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) является федеральным органом государственной власти, устанавливающим возраст рубки леса. Именно Рослесхоз устанавливает, с какого именно возраста можно рубить лес, и утверждает расчетные лесосеки.
2. Установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается.
Пункт 2 ч. 1 ст. 81 комментируемого Кодекса закрепляет, что установление перечня видов (пород) деревьев и кустар-ников, заготовка древесины которых не допускается, относится к полномочиям органов государственной власти РФ, только они, а не органы субъектов или органы местного самоуправления имеют право устанавливать такой перечень. Перечень видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается, закреплен в Постановлении Правительства РФ от 15.03.2007 N 162. В данном Перечне перечислены 52 вида деревьев и 6 видов пород деревьев, заготовка которых на территории Российской Федерации запрещена.
3. Утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи.
Форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи утверждаются Министерством сельского хозяйст-ва РФ.
Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бес-срочного) пользования или аренды (лесопользователи), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования. Лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.
Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства от 08.12.2008 N 529 "О лесной декларации" в лесной декларации должны содержаться: полное наименование лесопользователя - юридического лица, его юридический адрес, номера телефона и факса; для физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, номера телефона и факса; дата и номер договора; декларируемый период; наименование органа, утвердившего экспертизу проекта освоения лесов, и дата утверждения. Декларация должна быть представлена не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
4. Установление правил заготовки древесины.
Данный пункт закрепляет полномочия федеральных органов власти по установлению правил заготовки древесины. Федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим правила заготовки древесины, является Министерство сельского хозяйства РФ. Согласно пп. 5.2.7 п. 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постанов-лением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450, данное Министерство устанавливает правила заготовки древесины. На сегодняшний день разрабатываются новые правила заготовки древесины и идет работа над проектом Правил заготовки дре-весины (Приказ Минсельхоза от 26.11.2009). В данном проекте правил заготовки древесины утверждаются требования по отводу и таксации лесосек, правила осуществления рубок лесных насаждений, требования к организации и проведению работ по заготовке древесины, предельные параметры основных организационно-технических элементов рубок.
5. Установление правил заготовки живицы.
Данный пункт закрепляет полномочия федеральных органов власти по установлению правил заготовки живицы. Фе-деральным органом исполнительной власти, устанавливающим правила заготовки живицы, является Министерство сельско-го хозяйства РФ. Согласно пп. 5.2.7 п. 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450, данное Министерство устанавливает правила заготовки живицы. Согласно ст. 31 комментируемого Кодекса заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с под-сочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. На сегодняшний день действуют еще старые Правила заготовки живицы, утвержденные Приказом МПР России от 21.06.2007 N 156. Согласно данным Правилам прове-дение подсочки лесных насаждений включает выполнение следующих видов работ: подготовительные, основные производ-ственные и заключительные, требования к которым установлены данными Правилами. Также особо оговорен порядок хра-нения живицы, правила отвода лесных насаждений в подсочку, состав лесных насаждений, которые могут включаться в подсочку.
6. Установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.
В соответствии со ст. 11 комментируемого Кодекса "граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов". Таким образом, каждый гражданин РФ имеет право свободно использовать пищевые лесные ресурсы для собственных нужд. Но по-другому ситуация обстоит, если граждане или юридические лица заготавливают лесные пищевые ресурсы и лекарственные растения на продажу.
В соответствии с Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и Правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных Приказом МПР России от 10.04.2007 N 83, заготовка пищевых лесных ресурсов и недревесных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса, которая может осуществляться гражданами и юридическими лицами только на основании договоров аренды лесного участка (за исключением сбора этих видов ресурсов для собственных нужд граждан).
К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. Граждане и юридические лица могут осуществлять заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесного участка.
Таким образом, сбор грибов или ягод жителями лесных деревень и поселков на продажу (важный, а во многих случаях - практически единственный источник доходов значительной части жителей этих населенных пунктов) становится незаконным, а собирающие грибы и ягоды на продажу граждане автоматически становятся нарушителями лесного законодательства. То же самое относится и к тем, кто занимается традиционными народными ремеслами с использованием недревесных продуктов леса. При этом заключение договора аренды для этих целей часто невозможно в силу разных причин (в том числе по причине многочисленности пользователей).
7. Установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
См. комментарий к п. 6 ч. 1 ст. 81 Лесного кодекса.
8. Установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарст-венных растений.
Пункт 8 ч. 1 ст. 81 закрепляет, что установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Приказом МПР России от 10.04.2007 N 85 утверждены Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений. Данные Правила закрепляют, что использование лесов для вы-ращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений осуществляется гражданами и физическими лицами только на основании договора аренды лесных участков. Также данными Правилами установлены требования к использованию лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, права и обязанности лиц, использующих леса для выращивания вышеуказанных растений.
9. Установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности.
Приказом МПР России от 28.05.2007 N 137 утверждены Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности. Согласно данным Правилам использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретиче-ской деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. К использованию лесов для осуществления образовательной деятельности относится создание и использование на лесных участках объектов учебно-практической базы (полигонов, опытных площадок для изучения природы леса, обучения методам таксации леса, проведе-ния рубок лесных насаждений, работ по лесовосстановлению, охране, защите, воспроизводству лесов и других мероприятий) в области изучения, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, иных компонентов природы, объектов необходимой лесной инфраструктуры для закрепления на практике у обучающихся специальных знаний и навыков. Использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов. При использовании лесов для научно-исследовательской и образовательной деятельности допускается:
установка специальных знаков, информационных и иных указателей, отграничивающих территорию, на которой осу-ществляются образовательная деятельность, научно-исследовательские работы;
рубка лесных насаждений в научных и образовательных целях;
создание лесной инфраструктуры;
осуществление экспериментальной деятельности по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов в целях разработки, опытно-производственной проверки и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
испытание химических, биологических и иных средств для изучения их влияния на экологическую систему леса;
создание и использование объектов учебно-практической базы.
Также возможны иные виды работ для осуществления целей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 81 комментируемого Кодекса. Но не допускаются случаи:
повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;
захламления предоставленного лесного участка и территории за его пределами строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;
загрязнения площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактив-ными веществами;
проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным маршрутам вне дорог за пределами предостав-ленного лесного участка.
10. Установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Рекреационные ресурсы - это совокупность природно-климатических, бытовых, культурных, оздоровительных, позна-вательных, исторических и иных ресурсов, которые используются либо могут использоваться для предоставления рекреаци-онных услуг в процессе осуществления рекреационной деятельности.
Природные рекреационные территории - это часть пространства окружающей природной среды, предназначенная для массового отдыха населения, для восстановления жизненных сил и здоровья людей.
К ним относятся:
курортные и лечебно-оздоровительные зоны;
земли историко-культурного и частично природоохранного назначения;
отдельные участки земель лесного, водного фонда;
иные рекреационные территории и комплексы, обеспечивающие осуществление циклов рекреационной деятельности при соответствующей степени комфортности условий отдыха.
Природные рекреационные ресурсы - это природные курортные, лечебные, оздоровительные ресурсы и факторы, при-годные для использования с целью восстановления и укрепления здоровья людей.
К ним относятся:
месторождения полезных ископаемых минерального и органического происхождения, оказывающие на организм че-ловека лечебный эффект (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.);
природные образования, формирующие особые ландшафтные и микроклиматические условия в регионе (парки, пля-жи, лесопарки, лесные и горные массивы).
К природным оздоровительным факторам относятся природные явления, присутствующие в конкретной местности в наиболее оптимальных для организма человека концентрациях и сочетаниях (продолжительность и интенсивность солнеч-ного излучения, влажность воздуха, температура окружающей среды и т.д.).
Рекреационная деятельность человека должна рассматриваться как любая деятельность, имеющая отношение к орга-низации отдыха, туризма, физкультуры и спорта, т.к. является неотъемлемой от социальной, духовной и трудовой деятель-ности его жизни.
При осуществлении рекреационной деятельности, как правило, оборудуются базы отдыха и туризма, спортивно-оздоровительные базы и пр., предназначенные для пребывания отдыхающих, с возведением гостевых домов со спальными помещениями, спортивно-оздоровительных и культурно-развлекательных центров, административных зданий, хозяйствен-но-бытовых, технических, складских и др. строений.
В соответствии со статьей 41 комментируемого Кодекса леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Целью осуществления рекреационной деятельности является создание в нашей стране оптимальных условий для реа-лизации эффективного спортивно-оздоровительного и туристского комплекса, способного вовлечь в спортивное туристское движение как можно больше граждан России и реализовать современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 N 108 утверждены Правила ис-пользования лесов для осуществления рекреационной деятельности, которые допускают размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений прежде всего на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.
На таких лесных участках допускается возведение временных построек и осуществление их благоустройства. Под временными постройками понимают группу складских построек и домиков для отдыха, которые возводят для периодическо-го пользования и которые удовлетворяют ограниченным потребностям, в том числе состоящие из одного помещения кладо-вые для садово-огороднического инвентаря.
По истечении срока договора аренды лесопользователь (арендатор) обязан привести арендуемый лесной участок в исходное состояние, в том числе снести возведенные им постройки, строения, здания и сооружения, а также рекультивировать земли, на которых они располагались.
11. Установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, является Министерство сельского хозяйства РФ (согласно пп. 5.2.2 п. 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450). На данный момент еще действует Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденный Приказом МПР России от 24 апреля 2007 г. N 109. Согласно вышеуказанному Порядку лесные участки, предоставляемые для целей, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ, предоставляются в аренду в соответствии со ст. ст. 43, 74 комментируемого Кодекса. Также на основании разрешений, выдаваемых органами государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.
Использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторож-дений полезных ископаемых должно осуществляться в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка). При использовании лесов для выполнения работ по геологиче-скому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строи-тельство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов субъекта Федерации.
12. Установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Пункт 12 ч. 1 ст. 81 комментируемого Кодекса устанавливает полномочия органов государственной власти Россий-ской Федерации в области лесных отношений при установлении порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. В настоящее время утвержден проект Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи дорог, трубопроводов и других линейных объектов (Приказ Минсельхоза от 03.12.2009).
Согласно данному проекту для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии со статьей 9 комментируемого Кодекса. Лесные участки, которые находят-ся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 комментируемого Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Таким образом, лесные участки, предоставляемые для целей, указанных в п. 12 ч. 1 ст. 81, предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитуте), праве аренды лесных участков, а также праве безвозмездного срочного пользования.
При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается:
повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;
захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;
загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактив-ными веществами;
проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами пре-доставленного лесного участка.
Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объек-тов, обеспечивают:
регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и ес-тественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;
восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных сис-тем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последст-вий, возникших по вине указанных лиц.
13. Установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Министерством сельского хозяйства РФ подготовлен проект приказа об утверждении правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Предполагается, что ныне действующие Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденные Приказом МПР России от 10 мая 2007 г. N 123, будут отме-нены, а взамен приказом Минсельхоза России будут утверждены новые. Пока этого не произошло, но очевидно, что при ис-пользовании лесов для переработки древесины или иных лесных ресурсов нужно руководствоваться вышеуказанным проек-том. Согласно ему для переработки древесины и иных лесных ресурсов лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду. Но в случае, если федеральными законами допускается осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Использовать лесные участки для переработки древесины и иных лесных ресурсов нужно в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
4. При использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов допускается строительство, реконст-рукция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 комменти-руемого Кодекса. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструкту-ры, осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.
При использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов исключаются случаи:
проведения работ и строительства сооружений, вызывающих нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков;
захламления предоставленного лесного участка и прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины и иными видами отходов;
загрязнения площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактив-ными веществами;
проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами пре-доставленного лесного участка.
Также лица, использующие леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов, должны обеспечивать:
регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и ес-тественных водотоков от захламления и загрязнения строительными, древесными, промышленными, бытовыми и иными отходами, токсичными веществами;
восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных сис-тем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последст-вий, возникших по вине указанных лиц.
14. Установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета.
На сегодняшний день действует Приказ МПР России от 09.07.2007 N 175, который устанавливает форму отчета об ис-пользовании лесов и порядок представления этого отчета. Согласно данному Приказу граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, представляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления отчеты об использовании лесов, отчеты об охране и о защите лесов, отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Отчеты представляются на бумажном носителе ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за от-четным кварталом.
В отчетах приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов и объемах фактиче-ски выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению за период с начала года до кон-ца отчетного квартала.
Отчеты должны быть подписаны руководителем организации либо гражданином (индивидуальным предпринимате-лем).
15. Установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков.
Государственная кадастровая оценка земель - единообразное по способам определение кадастровой стоимости зе-мельных участков, которое осуществляется на основании классификации земель по целевому назначению и виду функцио-нального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадаст-ров.
Предполагается, что данный порядок будет утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществ-ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных от-ношений (в настоящее время это Министерство сельского хозяйства Российской Федерации). Но на сегодняшний день дей-ствуют Правила государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316. Данными Правилами закреплен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных Лесным кодексом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ должны привлекаться оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных земель вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. То есть, таким образом, оценочная цена земли определяется для городских земель, сельских, земель садоводческих, огороднических и дачных объединений исходя из рыночной цены земли, а для земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда исходя из размера возможной арендной платы за эти участки. Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
16. Установление правил пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417. Данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В целях обеспечения мер противопожарной безопасности проводятся следующие меры:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопо-жарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются следующими органами:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в от-ношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 комментируемого Кодекса;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуще-ствление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 комментируемого Кодекса;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях осо-бо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
17. Установление правил санитарной безопасности в лесах.
Правила санитарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414. Данные Правила устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных орга-низмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются следующие меры санитарной безопасности:
а) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
б) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг. Лесопатологические обследования, опреде-ление степени лесопатологических угроз, лесопатологический мониторинг - это мероприятия, направленные на выявление состояния качества леса, его загрязненности или незагрязненности, степени его отравления различными вредными примеся-ми, уровня влияния на леса неблагоприятной окружающей среды;
в) авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
г) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
д) установление санитарных требований к использованию лесов.
3. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
а) лесопатологический мониторинг, проведение которого должно обеспечиваться:
в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, - Федеральным агентством лесного хозяйства;
в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;
в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;
б) лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается:
в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;
в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых переда-но органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 комментируемого Кодекса, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не пере-дано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 комментируе-мого Кодекса, - Федеральным агентством лесного хозяйства;
в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.
На лесных участках, которые были предоставлены в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
18. Установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ.
Порядок организации авиационных работ по охране и защите лесов установлен Правилами организации и осуществ-ления авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 г. N 385. Данные Правила устанавливают порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов (лесоавиационные работы). Лесоавиационные работы являются составной частью комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от вредных организмов и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, а также по обеспечению санитарной безопасности в лесах. Организация лесоавиационных работ осуществляется:
а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами испол-нительной власти субъектов Российской Федерации;
б) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 комментируемого Кодекса, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 комментируемого Кодекса, - Федеральным агентством лесного хозяйства;
г) в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
д) в отношении лесных участков, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.
Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лес-ных и других ландшафтных (полевых, луговых, тундровых) пожаров в лесах наземными силами и средствами затруднены либо невозможны.
Авиационные работы по защите лесов проводятся с целью ведения лесопатологического мониторинга, выявления очагов вредных организмов и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, проверки сообщений о появлении указанных очагов на труднодоступных территориях, уточнения границ этих территорий, а также локализации и ликвидации таких очагов для обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Зоны осуществления лесоавиационных работ (территории, в границах которых осуществляются охрана и защита лесов авиационными методами) определяются Федеральным агентством лесного хозяйства по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В состав лесоавиационных работ входят:
а) проведение авиационного патрулирования лесов (авиапатрулирование);
б) проведение профилактических противопожарных мероприятий, в том числе противопожарной пропаганды;
в) выполнение авиационных работ по тушению лесных пожаров с использованием парашютно-пожарных и десантно-пожарных команд и групп, воздушных судов (самолетов-танкеров, вертолетов с водосливными устройствами и т.д.) и других технических средств, а также взрывчатых материалов;
г) участие в обеспечении мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ;
д) выполнение поисково-спасательных работ;
е) проведение лесопатологического мониторинга;
ж) выполнение авиационных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
з) выполнение других лесоавиационных работ.
При проведении авиапатрулирования осуществляются:
а) наблюдение с воздуха охраняемой территории;
б) своевременное обнаружение и учет, в том числе на основании данных космических съемок, лесных пожаров, лесов, поврежденных вредными организмами и в результате иных негативных воздействий природного и антропогенного характе-ра, определение площадей лесов, затронутых лесными пожарами, поврежденных вредными организмами и в результате указанных негативных воздействий;
в) выявление нарушений правил пожарной безопасности в лесах;
г) оповещение органов государственной власти и органов местного самоуправления о пожарной и санитарной обста-новке в лесах, нарушениях правил пожарной безопасности;
д) контроль за лесными пожарами и очагами вредных организмов.
19. Установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профи-лактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов.
Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов утверждены Приказом МПР России от 17.04.2007 N 101. Основанием для отнесения лесов к зонам радиоактивного загрязнения являются данные поквартального радиационного обследования. Для целей охраны таких лесов определяется степень радиоактивной загрязненности леса. Определение степени радиоактивного загрязнения леса, а также размеров зоны радиоактивного загрязнения осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При осуществлении профилактических и реабилитационных мероприятий в лесах, загрязненных радионуклидами, в том числе их охраны, защиты и воспроизводства, проводятся следующие меры:
1) радиационное обследование лесов;
2) мониторинг радиационной обстановки в лесах;
3) контроль содержания радионуклидов в лесных ресурсах;
4) радиационный контроль продукции на всех уровнях производства;
5) контроль радиационной безопасности условий труда;
6) нормирование труда с учетом требований радиационной безопасности;
7) регламентация лесохозяйственных мероприятий по зонам загрязнения;
8) максимальное ограничение нахождения работников в радиоактивных зонах за счет автоматизации и механизации технологических процессов.
Профилактические и реабилитационные мероприятия по восстановлению социально-экономического значения лесов, загрязненных радионуклидами, сохранению их биологической и противопожарной устойчивости проводятся в обязательном порядке во всех зонах радиоактивного загрязнения. Во всех лесах, загрязненных радионуклидами, должны быть установлены аншлаги (щиты) с указанием зоны по плотности загрязнения территории и перечнем запретов и ограничений.
Планирование и осуществление профилактических и реабилитационных мероприятий в лесах, загрязненных радио-нуклидами, в том числе мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, осуществляются органами государствен-ной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящей статьей и статьями 82 - 84 комментируемого Кодекса.
20. Установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления.
Форма отчета об охране и защите лесов утверждена Приказом МПР России от 09.07.2007 N 175.
Отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении представляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
Отчеты представляются гражданами и юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного са-моуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящей статьей и статьями 82 - 84 комменти-руемого Кодекса. Отчеты представляются ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным квар-талом.
В отчетах приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов и объемах фактиче-ски выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению за период с начала года до кон-ца отчетного квартала.
В четвертом квартале приводится информация за отчетный год. Информация об объемах использования лесов и о вы-полненных мероприятиях по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению приводится в единицах измерения, указанных в формах отчетов.
21. Установление правил лесовосстановления.
Лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовос-становление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
Правила лесовосстановления утверждены Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183. Лесовосстановление осуществ-ляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (это так называемые способы ле-совосстановления). Естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огоражи-вании и т.п.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, че-ренков или посева семян лесных растений.
Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовос-становления.
Лесовосстановление должно обеспечиваться:
а) на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков;
б) на лесных участках, которые не предоставлены на правах аренды:
органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящей статьей и статьями 82 - 84 комментируемого Кодекса.
Лесовосстановление проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, иных не покрытых лесной растительностью или пригодных для лесовосстановления землях.
В целях лесовосстановления должен обеспечиваться ежегодный учет площадей вырубок, гарей, редин, прогалин, иных не покрытых лесной растительностью или пригодных для лесовосстановления земель, при котором в зависимости от состояния на них подроста и молодняка определяются способы лесовосстановления. При этом отдельно должны учитываться площади лесных участков, подлежащие естественному лесовосстановлению, искусственному лесовосстановлению, комбинированному лесовосстановлению.
22. Установление правил лесоразведения.
Правила лесоразведения разработаны и утверждены Приказом МПР России от 08.06.2007 N 149.
2. Лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых ранее не произра-стали леса, с целью предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связан-ных с повышением потенциала лесов.
К лесоразведению относится: облесение нелесных земель в составе земель лесного фонда (осушенные болота, рекуль-тивированные земли, земли, вышедшие из-под сельскохозяйственного пользования, овраги и другие), создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, транспорта, землях водного фонда и на землях других категорий, создание лесных насаждений при рекультивации земель, нарушенных промышленной деятельностью, а также лесных насаждений в санаторно-курортных зонах и на других объектах.
3. Лесоразведение осуществляется в соответствии с поставленными целями, лесорастительными свойствами почв зе-мельных участков, лесоводственно-биологическими особенностями древесных и кустарниковых пород. Лесоразведение должно обеспечивать:
защиту земель и объектов от неблагоприятных факторов;
повышение лесистости территории и улучшение условий окружающей среды. Таким образом, лесоразведение прежде всего осуществляется для защиты лесов и улучшения условий окружающей среды.
23. Установление правил ухода за лесами.
Правила ухода за лесами установлены Приказом МПР России от 16.07.2007 N 185. Данные Правила устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации.
Уход за лесами прежде всего осуществляется в целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий.
Уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов.
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, или органами го-сударственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных комментируемым Ко-дексом.
При уходе за лесами должны осуществляться рубки лесных насаждений любого возраста, направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям.
Уход за лесами путем проведения агролесомелиоративных мероприятий заключается в создании на лесных участках защитных лесных насаждений, обеспечивающих повышение противоэрозионных, водорегулирующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов.
К иным мероприятиям по уходу за лесами относятся: реконструкция малоценных лесных насаждений (включая рубки реконструкции), уход за плодоношением древесных пород, обрезка сучьев деревьев, удобрение лесов, уход за опушками, уход за подлеском, уход за лесами путем уничтожения нежелательной древесной растительности, а также другие мероприя-тия.
В эксплуатационных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей устойчивого, макси-мально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
В защитных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
24. Установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород.
Порядок использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород установлен При-казом МПР России от 14.06.2007 N 153.
25. Установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета.
Порядок представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении, Форма отчета об использовании лесов, Форма отчета об охране и о защите лесов, Форма отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении установлены Приказом МПР России от 9 июля 2007 г. N 175.
26. Установление порядка проведения лесоустройства.
Правила проведения лесоустройства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 г. N 377.
Указанные Правила устанавливают порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство состоит из следующих действий:
а) проектирование лесничеств и лесопарков;
б) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков ле-сов;
в) проектирование лесных участков;
г) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных ле-сов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков;
д) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
е) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Проектирование лесничеств и лесопарков должно осуществляться в целях установления количества лесничеств и ле-сопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ. В ходе проектирования осуществляется деление территорий лесничеств и лесопарков на лесные кварталы. При проектировании лесничеств и лесопарков должны составляться:
ведомости и схемы проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, а территорий лесничеств и лесопарков - на лесные кварталы с указанием номеров лесных кварталов;
пояснительная записка с обоснованием соответствующего деления.
Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов в указанных лесах. Подразделение лесов на виды по целевому назначению осуществляется путем отнесения:
а) к эксплуатационным лесам - лесов, которые подлежат освоению в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспече-нием сохранения полезных функций лесов;
б) к защитным лесам - леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, за-щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими по-лезными функциями;
в) к резервным лесам - леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей в границах лесничеств и лесопарков, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осу-ществляется в целях выделения относительно небольших участков леса, имеющих важное значение для выполнения берего-защитных, почвозащитных и других функций. Их границы устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей, а также по лесотаксационным выделам, закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указываются на картах лесов.
По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов должны составляться:
а) ведомости и схемы проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием номеров лесных кварталов;
б) пояснительная записка с обоснованием соответствующего подразделения лесов;
в) ведомости проектируемых особо защитных участков лесов с указанием номеров лесных кварталов и лесотаксаци-онных выделов;
г) пояснительная записка с обоснованием выделения особо защитных участков лесов.
27. Установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного уча-стка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены Поста-новлением Правительства от 22 мая 2007 г. N 310. В данном Постановлении утвержден размер платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, и ставки платы за единицу объема лес-ных ресурсов (за исключением древесины), а также ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
28. Установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государствен-ной или муниципальной собственности.
Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муници-пальной собственности, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324. Дан-ным Постановлением определен порядок заключения договора аренды лесного участка, утверждена форма договора аренды лесного участка. Закрепление формы договора аренды лесного участка является крайне важным, поскольку позволяет сторонам договора избежать правовой неопределенности в их взаимоотношениях. Примерная форма договора аренды выгодна как арендодателю - органу государственной власти или органу местного самоуправления, т.к. позволяет четко ограничить права и обязанности арендатора, так и арендатору - организации, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, т.к. дает возможность избежать возможности злоупотребления органами власти и органами местного самоуправления своими полномочиями.
29. Утверждение формы примерного договора аренды лесного участка.
См. комментарий к п. 28 настоящей статьи.
30. Установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности.
См. комментарий к п. 27 настоящей статьи.
31. Установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Правила подготовки и заключения, примерная форма договора купли-продажи лесных насаждений закреплены в По-становлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 406. В примерном договоре купли-продажи лесных насаждений закреплены права и обязанности сторон, определены существенные условия договора аренды, ответственность сторон за нарушение тех или иных условий договора аренды.
32. Установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.
См. комментарий к п. 26 настоящей статьи.
33. Осуществление государственной инвентаризации лесов.
Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количест-венных и качественных характеристик. Государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством лесно-го хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий. Правила проведения инвентаризации лесов утверждены Постановлением Правительства от 26 июня 2007 г. N 407.
Проведение государственной инвентаризации лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, осуществляется по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности (Министерство обороны РФ).
Для проведения государственной инвентаризации лесов Федеральное агентство лесного хозяйства запрашивает необ-ходимую информацию у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле-ния, юридических лиц и граждан, обеспечивающих в соответствии с лесным законодательством проведение лесоустройства, разработку лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.
В целях своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса, должна осуществляться:
проверка состояния лесов, их количественных и качественных характеристик (площадь лесов, объемы и прирост дре-весины, распределение лесов различного целевого назначения по преобладающим древесным породам лесных насаждений, возрасту и т.д.);
выявление и учет изменений состояния лесов, происходящих в результате негативных воздействий (в том числе изме-нений, произошедших в результате воздействия вредных организмов, лесных пожаров, ветровалов, использования лесов и т.д.), а также причин, приведших к такому изменению.
В целях проведения оценки эффективности мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов выявляются из-менения, произошедшие в состоянии лесов после осуществления указанных мероприятий, а также соответствие этих меро-приятий лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту и проекту освоения лесов.
Государственная инвентаризация лесов проводится аэрокосмическими и наземными способами с использованием ме-тодов статистической выборки.
Аэрокосмические способы применяются в целях своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса преимущественно в зонах их интенсивного использования. Наземные способы инвентаризации применяются в целях:
определения количественных и качественных характеристик отдельных лесных участков и сравнения их с данными, полученными при проведении таксации лесов;
проведения оценки эффективности осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Данные о негативном воздействии на леса и нарушениях лесного законодательства, полученные при проведении государственной инвентаризации лесов и требующие принятия неотложных мер, в 3-дневный срок с даты их получения направляются в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие функции управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также в органы государственной власти, уполномоченные в области государственного лесного контроля и надзора.
Обобщенные результаты государственной инвентаризации лесов оформляются в виде текстовых, табличных и графи-ческих материалов и должны ежегодно направляться в органы государственной власти, осуществляющие функции управле-ния в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также в органы государственной власти, уполно-моченные в области государственного контроля и надзора. Таким образом, данные государственной инвентаризации лесов ежегодно направляются: в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по экологи-ческому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Фе-деральное агентство лесного хозяйства России.
34. Установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений.
Состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия утверждены Приказом МПР России от 19.04.2007 N 106.
В лесохозяйственном регламенте должны быть установлены:
виды разрешенного использования лесов;
возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
ограничения использования лесов в случаях запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, запрета на проведение рубок, иных ограничений, установленных Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами;
требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - органы государственной власти и органы местного самоуправления).
Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры разрешенного использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны организовать ознакомление заинтересо-ванных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе разместить его на своем официальном сайте в сети Ин-тернет на срок не менее 30 дней с момента разработки.
По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней должны быть ор-ганизованы доработка проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.
Также для рассмотрения, оценки качества лесохозяйственного регламента, анализа поступивших замечаний и предложений органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе создавать комиссии, привлекать независимых экспертов.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков.
35. Установление порядка ведения государственного лесного реестра.
Порядок ведения государственного лесного реестра установлен Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 318.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках. Реестр должен состоять из трех разделов: "Леса и лесные ресурсы", "Использование лесов", "Охрана, защита и воспроизводство лесов". Уполномоченным органом государственной власти в области порядка разработки формы реестра, порядка его представления и правил внесения в него информации является Министерство природных ресурсов РФ. Сам реестр ведут органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации.
Если же осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 комментируемого Кодекса, не передано в уста-новленном порядке органам государственной власти субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, в отношении лесничеств и лесопарков, расположен-ных в границах территорий этих субъектов Российской Федерации, ведение реестра осуществляется Федеральным агентст-вом лесного хозяйства.
В разделе "Леса и лесные ресурсы" содержится информация:
а) о составе земель лесного фонда и составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
б) о лесничествах, лесопарках, об их лесных кварталах и о лесотаксационных выделах;
в) о защитных лесах, об их категориях, эксплуатационных лесах и о резервных лесах;
г) об особо защитных участках лесов и о зонах с особыми условиями использования территорий;
д) о лесных участках;
е) о количественных, качественных и экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
В разделе "Использование лесов" содержится информация:
а) о видах разрешенного использования лесов в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и ле-сохозяйственными регламентами и видах фактического использования лесов;
б) о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам (о правах пользования, видах, сроках разрешенного и фактического использования лесов, о наличии проектов освоения лесов и об их государственной экспертизе и другие сведе-ния).
В разделе "Охрана, защита и воспроизводство лесов" содержится информация:
а) о предусмотренных лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственными регламентами и выпол-ненных мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов;
б) о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, подлежащих выполнению в установленном порядке лицами, использующими леса, и об их выполнении;
в) о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, выполняемых на основании государственных или му-ниципальных контрактов на выполнение государственного либо муниципального заказа.
36. Установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводст-вом лесов (государственного лесного контроля и надзора).
Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федера-ции.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территори-альные органы государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 ста-тьи 83 комментируемого Кодекса, а также в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Для осуществления государственного лесного контроля указанными органами (органами исполнительной власти субъектов и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) утверждается список государственных лесных инспекторов.
Государственные лесные инспекторы в целях осуществления лесного контроля имеют право совершать следующие действия:
а) пресекать и предотвращать нарушения лесного законодательства в установленном порядке;
б) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
в) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, в том числе индивиду-альным предпринимателям (далее - граждане), а также юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участ-ков;
г) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
д) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
е) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, вос-производство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях;
ж) предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нару-шений.
Перечень полномочий государственных лесных инспекторов является открытым. Они могут также совершать и иные необходимые и разрешенные законодательством действия в целях осуществления государственного лесного контроля.
37. Осуществление государственного пожарного надзора в лесах.
Порядок проведения государственного пожарного надзора в лесах установлен Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820.
Основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
Органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, является Министерство Российской Федерации по де-лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Соответственно, МЧС России созданы региональные центры, территориальные отделы, отделения, инспекции, группы государственного пожарного надзора подразделений Федеральной противопожарной службы РФ, которые регулируют вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
1) организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ-ления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожа-рам и их последствиям;
5) определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по кон-тролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завер-шенных строительством (реконструкцией) объектов;
6) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государ-ственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
7) рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
38. Утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного за-конодательства.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273. Так, например, за незаконную рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более взыскивается 50-кратная стоимость древесины диаметром ствола 12 см и более. Представляется, что данные таксы за причинение вреда лесам должны быть вывешены во всех лесопарках и лесничествах для ознакомления населению с целью предотвращения незаконной порубки лесов.
39. Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ.
40. Определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждены Приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 181. Данный Приказ устанавливает поря-док освоения особо охраняемых природных территорий, порядок их использования (данные территории используются в соответствии с режимом особой охраны и целевым назначением земель), права и обязанности лиц, в чем ведении находятся особо охраняемые природные территории.
41. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ.
См. комментарий к п. 35 настоящей статьи.
41.1. Установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зе-леных зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон.
(Пункт 41.1 введен Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ.)
Порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых и зеленых зон установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007.
Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.
Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).
Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по кварталь-ным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.
Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в це-лях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рек-реационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.
В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона. В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны - зона фаунистического покоя и восстановительная зона.
Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны. Прогулочная зона выделяется в менее посещае-мых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.
Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны принимает-ся органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо по предложениям заинтересован-ных органов местного самоуправления.
Решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее - проектная документация) вокруг городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимается органами госу-дарственной власти Московской и Ленинградской областей по согласованию с соответствующими органами государствен-ной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
42. Иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.