Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 85. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

1. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.

2. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков.

3. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.


<Статья 84 | Статья 85 | Статья 86>

Научно-практический комментарий:

Важнейшей функцией государственной власти в формировании эффективной экономики является стратегическое пла-нирование. Курс на планирование был воспринят и настоящим Кодексом. Правовому регулированию планирования лесных отношений посвящена отдельная глава. Управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов основано прежде всего на планировании.
Согласно ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий и является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. При этом понятие "устойчивое развитие территорий" в настоящем Кодексе не раскрывается.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций (см. комментарий к ст. 12 ЛК РФ).
Лесничества и лесопарки - это основные территориальные единицы управления в области использования, охраны, за-щиты, воспроизводства лесов (см. комментарий к ст. 23 ЛК РФ). Все земли лесного фонда, в том числе иные категории зе-мель, на которых расположены леса, поделены на лесничества и лесопарки.
Планировать - значит "устраивать, располагать в соответствии с определенным планом" <1>. Соответственно, основ-ным документом лесного планирования является лесной план субъекта РФ <2> (см. комментарий к ст. 86 ЛК РФ).
--------------------------------
<1> Интернет-портал Толкового словаря Ожегова: http://www.ozhegov.su/word_s-68577.html.
<2> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. N 246 "Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2235.

При непосредственной разработке лесных планов многие субъекты РФ столкнулись с трудностями в предоставлении достоверной информации о запасах лесных ресурсов, а также в обеспечении экономической эффективности ведения лесного хозяйства, т.е. соразмерности планируемых расходов доходной части лесного плана. Большинство из них было недостаточно финансово проработано, расходы существенно превышали доходы, что исключает какого-либо рода планирование <1>.
--------------------------------
<1> Интернет-портал Федерального агентства лесного хозяйства: http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/200.

Цель лесного планирования состоит главным образом в повышении инвестиционной привлекательности зон освоения лесов, доходности лесного сектора экономики в целом с одновременным сохранением и усилением защитных функций ле-сов.
В ст. 14 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Фе-дерации" <1> (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) установлено, что вплоть до утверждения в установленном настоящим Кодексом порядке лесных планов и лесохозяйственных регламентов, но не более чем через два года со дня введения в дейст-вие настоящего Кодекса (с 1 января 2007 г. до 1 января 2009 г.) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осу-ществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей настоящему Кодексу <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
<2> Приказ МПР России от 6 февраля 2008 г. N 31 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" // БНА феде-ральных органов исполнительной власти. 2008. N 28.

Указанное положение позволяет увеличить сроки разработки и утверждения лесных планов и лесохозяйственных рег-ламентов в соответствующих субъектах РФ.
Необходимо отметить, что с момента вступления в силу настоящего Кодекса (с 1 января 2007 г.) большинство полно-мочий в области лесного планирования было передано органам государственной власти субъектов РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса к ним отнесены разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, а также ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта РФ. На региональный уровень не были переданы полномочия по осуществлению государственной инвентаризации лесов, а также все вышеперечисленные полномочия в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации (ч. 2 ст. 83 ЛК РФ). Перечень таких лесничеств, лесопарков и таких субъектов РФ утвержден Правительством РФ <1> (к таковым отнесена только Московская область).
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2007 г. N 520-р "Об утверждении Перечня лесничеств, лесопарков и субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации в области лес-ных отношений с 1 января 2008 года не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2271.

В соответствии со ст. 84 настоящего Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных от-ношений также относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспер-тизы проектов освоения лесов (см. комментарий к ст. 84 ЛК РФ).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных в соответствии со ст. 83 настоящего Кодекса полномочий <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хо-зяйства в области лесных отношений" // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2646.

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 <1> Министерство природных ресурсов РФ преобразовано в Мини-стерство природных ресурсов и экологии РФ, а его функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых при-родных территориях) переданы Министерству сельского хозяйства РФ <2>. Однако практически все необходимые норма-тивные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений главы 10 настоящего Кодекса на региональном уровне, были разработаны и утверждены на уровне Правительства РФ или МПР России, в том числе утверждены Типовая форма лесного плана субъекта РФ, Состав лесохозяйственных регламентов, Состав проекта освоения лесов, Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, Порядок ведения и Типовая форма государственного лесного реестра.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнитель-ной власти" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
<2> Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983.

Вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в уста-новленном Лесным кодексом РФ порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).