Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 86. Лесной план субъекта Российской Федерации

1. В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.

2. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

3. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Не осуществляется подготовка лесных планов субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств, лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса.


<Статья 85 | Статья 86 | Статья 87>

Научно-практический комментарий:

В комментируемой статье дается характеристика лесного плана субъекта Российской Федерации (далее - лесной план) как одного из основных документов лесного планирования. Необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. N 246 "Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации" <1> (далее - Положение), которым в соответствии с п. 5 комментируемой статьи устанавливается состав и порядок подготовки лесного плана.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2235.

В п. 2 указанного Положения дано определение, согласно которому лесной план является документом лесного плани-рования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого ос-воения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта РФ, и зоны такого освоения. На-пример, мероприятия по освоению лесов, предусмотренные лесным планом Кировской области, должны быть осуществлены в границах лесничеств и лесопарков только на территории данного субъекта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса полномочия по разработке и утверждению лесных планов Российской Федерацией переданы на региональный уровень - органам государственной власти субъектов РФ. Средства на их осуществ-ление предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (см. комментарий к ст. 83 ЛК РФ). В случае если осуще-ствление указанных полномочий не передано в установленном порядке органам государственной власти субъектов РФ, раз-работка лесного плана осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства (п. 4 Положения).
Например, к полномочиям Правительства Кировской области в сфере лесных отношений на территории соответст-вующего субъекта РФ прямо отнесены полномочия по разработке и утверждению лесного плана области, а также полномо-чия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территории Кировской области (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 87 ЛК РФ); проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов; ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Кировской области; определению органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере лесных отношений; определению органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 89 ЛК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Закон Кировской области от 5 июля 2007 г. N 139-ЗО "О регулировании лесных отношений на территории Киров-ской области" // Вятский край. 2007. N 132 (4020).

Лесной план должен быть утвержден в установленном порядке в течение двух лет со дня введения в действие настоя-щего Кодекса, т.е. до 1 января 2009 г. Настоящим Кодексом предусмотрена подготовка и утверждение лесных планов всеми субъектами РФ, за исключением тех субъектов РФ, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации (ч. 2 ст. 83 ЛК РФ). Перечень таких лесничеств, лесопарков и таких субъектов РФ утвержден Правительством РФ <1> (к таковым отнесена только Московская область). В этом случае полномочиями по разработке и утверждению лесного плана наделено Федеральное агентство лесного хозяйства <2>.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2007 г. N 520-р "Об утверждении Перечня лесничеств, лесопарков и субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации в области лес-ных отношений с 1 января 2008 года не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2271.
<2> Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2007 г. N 900 "О внесении изменений в Положение о Федераль-ном агентстве лесного хозяйства и Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N 314" // СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6599.

Лесной план составляется на десять лет (п. 3 Положения). В итоге лесные планы большинства субъектов РФ действу-ют с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2018 г. <1>.
--------------------------------
<1> Например, Лесной план Кировской области, утвержденный Указом губернатора Кировской области от 19 декабря 2008 г. N 90 "Об утверждении Лесного плана Кировской области", действует с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2018 г.

Лесной план подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, госу-дарственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, планов соци-ально-экономического развития субъекта РФ и документов территориального планирования субъекта РФ (п. 5 Положения).
Положением предусмотрен следующий порядок подготовки и утверждения лесного плана, а также внесения измене-ний:
1) органы государственной власти субъектов РФ (или Федеральное агентство лесного хозяйства в указанном выше случае) в пределах своих полномочий организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на своем официальном сайте в сети Интернет;
2) по истечении указанного срока данные органы в течение 30 дней осуществляют доработку проекта лесного плана с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц, и направляют его на заключение в МПР России;
3) МПР России в течение 45 дней с даты поступления проекта лесного плана осуществляет его рассмотрение и на-правляет положительное либо отрицательное заключение в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ либо в Федеральное агентство лесного хозяйства;
4) при наличии положительного заключения МПР России лесной план в течение 14 дней утверждается высшим долж-ностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо руководителем Федерального агентства лесного хозяйства.
В случае отрицательного заключения МПР России орган государственной власти субъекта РФ либо Федеральное агентство лесного хозяйства дорабатывает проект лесного плана и повторно представляет его в МПР России.
В соответствии с п. 9 Положения лесной план включает в себя:
а) характеристику состояния лесов и их использования (п. 12 Положения);
б) основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п. 13 Положения);
в) оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов (п. 14 Положения).
К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.
Приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 182 утверждена Типовая форма лесного плана <1>.
--------------------------------
<1> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 41.

Например, в основных направлениях планируемого использования лесов Лесного плана Кировской области отмечено, что устойчивое лесоуправление в современной ситуации должно быть экономически эффективным, экологически обоснованным и социально адаптированным. Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде.
На областном уровне определены следующие задачи по развитию лесного хозяйства:
- совершенствование арендных отношений;
- реальная оценка ресурсов всех видов лесопользования и организация их рационального использования;
- повышение точности и подробности лесоустроительных работ;
- повышение роли рубок ухода за лесом в общем объеме заготовки древесины;
- совершенствование технологии лесосечных работ, разработка технологии рубок современными комплексами машин с сохранением подроста или созданием лесных культур, внедрение ландшафтных методов отвода лесосек;
- организация охраны лесов от лесонарушений и пожаров;
- создание биоиндикационной сети мониторинга за состоянием лесов и организация соответствующей службы;
- лесовосстановление вырубок, не обеспеченных подростом, хозяйственно ценными породами, преимущественно по-садкой сеянцев с закрытой корневой системой;
- инвентаризация существующей постоянной лесосеменной базы и ее развитие;
- эксплуатация, ремонт и реконструкция существующих осушительных систем;
- соблюдение режима особо охраняемых территорий, защитных лесов и особо защитных участков леса. Способствование совершенствованию и расширению экологической сети на ландшафтной основе из перечисленных участков леса;
- способствование системе добровольной лесной сертификации и поддержание экспортного потенциала лесов области <1>.
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р "О Концепции развития лесного хозяйства в Россий-ской Федерации на 2003 - 2010 годы" // СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 364.

Зафиксированы также сведения о том, что в предстоящие 10 лет на территории Кировской области заготовка древеси-ны будет главным пользованием лесных ресурсов и основным источником формирования доходов от них в федеральный и областной бюджеты. Организация этого вида использования лесов подразумевает максимальное расширение масштабов аренды лесных участков для заготовки древесины.
В целом же небольшие объемы использования лесов, не связанного с заготовкой древесины, не позволяют произвести зонирование территории области по преобладающим видам использования лесов. К 2018 г. планируется увеличение объемов заготовки до 13,6 млн. куб. м и, соответственно, освоение расчетной лесосеки до 98,4%. Планируемое увеличение объемов заготовки древесины может быть осуществлено за счет увеличения объемов заготовки и переработки низкосортной древесины, роста доступности лесных участков (строительства лесных дорог), эксплуатации новых заготовительных и перерабатывающих мощностей <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 п. 2.3 Лесного плана Кировской области, утвержденного Указом губернатора Кировской области от 19 декабря 2008 г. N 90 "Об утверждении Лесного плана Кировской области". Документ опубликован не был.

В Лесном плане Удмуртской Республики отмечено, что ведущим и наиболее массовым видом сырьевых ресурсов, за-готавливаемых в лесах Удмуртской Республики, является спелая древесина - незаменимое сырье для многих отраслей на-родного хозяйства. К 2018 г. планируется увеличение объемов заготовки древесины до 2,95 млн. куб. м и, соответственно, освоение расчетной лесосеки до 92,3% <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1.4 Лесного плана Удмуртской Республики, утвержденного Указом Президента УР от 15 декабря 2008 г. N 197 "Об утверждении Лесного плана Удмуртской Республики". Документ опубликован не был.

В Лесном плане Удмуртской Республики также особо отмечено, что ведение непрерывного, неистощительного, мно-гоцелевого пользования лесом считается основным принципом лесоуправления. Однако проблемы лесного хозяйства и ле-сопромышленного комплекса не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления и хозяйствующими субъектами. Необходимо применение программно-целевого метода, позволяющего консолидировать усилия всех заинтересованных сторон в соответствии с новыми подходами к развитию лесного сектора экономики в условиях действующего ЛК РФ. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса республики <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 Лесного плана Удмуртской Республики, утвержденного Указом Президента УР от 15 декабря 2008 г. N 197 "Об утверждении Лесного плана Удмуртской Республики". Документ опубликован не был.

Согласно финансово-экономическому обоснованию мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов Кабардино-Балкарской Республики источниками поступления доходов от использования лесов в прогнозе до 2018 г. будут являться:
- заготовка древесины - 38638,9 тыс. руб.;
- осуществление рекреационной деятельности - 103574,8 тыс. руб.;
- выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых - 31738,9 тыс. руб.;
- остальные виды использования лесов - 7058,7 тыс. руб.
Общая сумма дохода от использования лесов за 2009 - 2018 годы составит 181011,3 тыс. руб., доходы увеличатся в 2018 году к уровню 2008 года в 28,5 раза.
Общая сумма расходов на проведение мероприятий Лесного плана Кабардино-Балкарской Республики за 2009 - 2018 годы составит 692656,9 тыс. руб. <1>.
--------------------------------
<1> Глава 3 Лесного плана Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного Указом Президента КБР от 31 декабря 2008 г. N 143-УП "Об утверждении Лесного плана Кабардино-Балкарской Республики на 2009 - 2018 годы" // Официальная Кабардино-Балкария. 2009. N 9.