Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 87. Лесохозяйственный регламент

1. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

2. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ часть 3 статьи 87 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

3. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

4. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

5. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;

2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

6. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

7. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


<Статья 86 | Статья 87 | Статья 88>

Научно-практический комментарий:

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (далее - лесохо-зяйственный регламент) является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, располо-женных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств и лесопарков. Они обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса полномочия по разработке и утверждению как лесных планов, так и лесохозяйственных регламентов Российской Федерацией переданы на региональный уровень - органам государственной власти субъектов РФ (см. комментарий к ст. 83 ЛК РФ). Например, к полномочиям правительства Кировской области в сфере лесных отношений на территории соответствующего субъекта РФ прямо отнесены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территории Кировской области (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 87 ЛК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Закон Кировской области от 5 июля 2007 г. N 139-ЗО "О регулировании лесных отношений на территории Киров-ской области" // Вятский край. 2007. N 132 (4020).

В ч. 3 комментируемой статьи перечислены исключения из общего правила. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждаются лесохозяйственные регламенты:
- лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в пят-надцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации (ч. 2 ст. 83 ЛК РФ). Перечень таких лесни-честв, лесопарков и таких субъектов РФ утвержден Правительством РФ <1> (к таковым отнесена только Московская об-ласть);
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2007 г. N 520-р "Об утверждении Перечня лесничеств, лесопарков и субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации в области лес-ных отношений с 1 января 2008 года не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2271.

- лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности (см. ст. 93 Земельного кодекса РФ);
- лесничеств и лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий (см. ст. 95 Земельного кодекса РФ).
Органом местного самоуправления утверждаются лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, располо-женных на землях, находящихся в муниципальной собственности (см. ст. 19 Земельного кодекса РФ).
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В ч. 5 комментируемой статьи перечислены основные положения лесохозяйственного регламента. В нем устанавли-ваются:
1) виды разрешенного использования лесов (см. комментарий к ст. 25 ЛК РФ);
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использова-ния;
3) ограничение использования (см. комментарий к ст. 27 ЛК РФ);
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Приказом МПР России от 19 апреля 2007 г. N 106 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" <1> (далее - Приказ) установлены требования в от-ношении лесохозяйственных регламентов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправ-ления, а также лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений.
--------------------------------
<1> БНА федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 28.

Данным Приказом состав лесохозяйственного регламента детализирован.
Во введении к лесохозяйственному регламенту указываются: основание для разработки, срок действия разрабатывае-мого регламента, сведения о его разработчике, перечень законодательных, нормативно-правовых, нормативно-технических, методических и проектных документов, на основе которых разработан лесохозяйственный регламент.
Глава 1 лесохозяйственного регламента состоит из двух разделов и содержит краткую характеристику лесничества (лесопарка) (наименование и местоположение, общую площадь, схематическую карту субъекта РФ с выделением террито-рии лесничества и др.), а также виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам (заготовка древесины, живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства и др.).
Глава 2 состоит из 17 разделов и содержит нормативы, параметры и сроки различных видов разрешенного использо-вания лесов, предусмотренных в главе 1, а также требования к охране, защите и воспроизводству лесов (например, расчетная лесосека, возрасты рубок, количество зарубов, методы лесовосстановления и т.д.).
Глава 3 состоит из трех разделов: ограничения по видам целевого назначения лесов; ограничения по видам особо за-щитных участков лесов; ограничения по видам использования лесов.
Согласно п. 10 Приказа основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Информация лесохозяйственного регламента приводится в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).
В соответствии с требованиями к порядку разработки и внесению изменений в лесохозяйственный регламент, преду-смотренными Приказом, органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление за-интересованных лиц с его проектом, в том числе размещают его на своем официальном сайте в сети Интернет на срок не менее 30 дней с момента разработки. По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний за-казчик в течение 30 дней организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.
Для рассмотрения, оценки качества лесохозяйственного регламента, анализа поступивших замечаний и предложений органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе создавать комиссии, привлекать независимых экспертов.
Согласно п. 15 Приказа внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях (перечень от-крытый):
- изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследо-ваний;
- изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений;
- иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов.
Настоящим Кодексом предусмотрены последствия невыполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляю-щими использование лесов, лесохозяйственного регламента. Согласно ч. 2 ст. 24 Кодекса невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (см. комментарий к ст. 24 Лесного кодекса РФ).
Лесной план, а также лесохозяйственный регламент должны быть утверждены в установленном порядке в течение двух лет со дня введения в действие ЛК РФ, т.е. до 1 января 2009 г. Следовательно, начиная с 2009 года использование, ох-рана, защита и воспроизводство лесов должны осуществляться в соответствии с лесохозяйственными регламентами <1>.
--------------------------------
<1> http://www.rosleshoz.gov.ru/statements/individual_list/107