Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 90. Государственная инвентаризация лесов

<Статья 89 | Статья 90 | Статья 91>

Научно-практический комментарий:

Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. Она проводится в целях обеспечения эффек-тивного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе информационного обеспечения управления в области государственного лесного контроля и надзора посредством своевременного выявления негативных воздействий на леса и нарушений лесного законодательства.
Несмотря на внесенные в ч. 5 комментируемой статьи изменения касательно полномочий федерального органа испол-нительной власти по установлению порядка проведения государственной инвентаризации лесов <1>, продолжает действо-вать Постановление Правительства РФ от 26 июля 2007 г. N 407 "О проведении государственной инвентаризации лесов" <2> (далее - Постановление).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-сийской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616.
<2> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3294.

Полномочия по проведению государственной инвентаризации не были переданы на региональный уровень. Государ-ственная инвентаризация в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, проводится Федеральным агентством лесного хозяйства <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хо-зяйства в области лесных отношений" // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2646.

Проведение государственной инвентаризации лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, осуществляется по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности (см. ст. 93 Земельного кодекса РФ).
Для проведения государственной инвентаризации лесов Федеральное агентство лесного хозяйства запрашивает необ-ходимую информацию у органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, обеспечивающих в соответствии с лесным законодательством проведение лесоустройства, разработку лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов. Это могут быть арендаторы лесных участков, некоммерческие организации, непосредственно участвовавшие в разработке лесных планов субъектов РФ, проектов освоения лесов и т.д.
К методам проведения государственной инвентаризации лесов относятся прежде всего проверки состояния лесов, их количественных и качественных характеристик (площадь лесов, объемы и прирост древесины и т.д.), а также выявление и учет изменений их состояния и причин, приведших к такому изменению. Ведется выявление изменений, произошедших как в результате негативных воздействий на леса, так и после осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, соответствия этих мероприятий лесному плану субъекта РФ, лесохозяйственному регламенту и проекту освоения ле-сов (п. п. 2, 3 Постановления).
Способы государственной инвентаризации лесов - аэрокосмический или наземный с использованием методов стати-стической выборки.
Аэрокосмические способы применяются в целях своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса преимущественно в зонах их интенсивного использования.
Наземные способы применяются в целях:
- определения количественных и качественных характеристик отдельных лесных участков и сравнения их с данными, полученными при проведении таксации лесов;
- проведения оценки эффективности осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (п. 4 По-становления).
Полученные при проведении государственной инвентаризации лесов данные о негативном воздействии на леса и на-рушениях лесного законодательства и требующие принятия неотложных мер в трехдневный срок с даты их получения на-правляются в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие функ-ции управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также в органы государственной вла-сти, уполномоченные в области государственного лесного контроля и надзора (п. 5 Постановления).
Что касается обобщенных результатов государственной инвентаризации лесов, то они направляются в соответствую-щие органы ежегодно.
Методические указания по проведению государственной инвентаризации лесов должны быть утверждены МПР Рос-сии.