Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 94. Платность использования лесов

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.


<Статья 93 | Статья 94 | Статья 95>

Научно-практический комментарий:

Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов, который закреплен в статье 1 ЛК РФ. Данный принцип закрепляется и в части 1 комментируемой статьи и гласит, что использование лесов в Российской Федерации является платным. Логика принципа платности понятна и ясна с учетом рентной природы платежей.
Еще В.А. Лебедев выделял налоговые доходы бюджета, поступления от использования государственного займа и средства, получаемые "собственной деятельностью" государства. Последние по источникам подразделялись на три группы: 1) доходы, которые государство получает от своей собственности без предпринимательской деятельности; 2) доходы от регалий, то есть предприятий, создаваемых для общественной пользы; 3) доходы от пошлин <1>. Первую подгруппу здесь образуют доходы от земель, лесов, горных промыслов, то есть от доменов (государственного имущества). Именно к данной категории публичных доходов очень близки рентные платежи. Так, если в отношения, связанные с каким-либо доменом включить частное лицо, которое будет его использовать и извлекать тем самым прибыль, то данные отношения преобразу-ются в рентные и будут строиться на основе уплаты определенной части или всего "незаработанного" дохода государству <2>. В начале 2002 г. в Правительстве РФ и в Государственной Думе активно стал обсуждаться вопрос о необходимости разработки экономического механизма перераспределения природной ренты. Государственной Думой были разработаны проекты двух федеральных законов:
--------------------------------
<1> Лебедев В.А. Финансовое право. М.: Статут (в серии "Золотые страницы российского финансового права"), 2000. С. 205 - 208.
<2> Природоресурсные (рентные) платежи в 2008 году: вопросы и особенности правового регулирования / Под ред. профессора А.А. Ялбулганова. М., 2008.

- в законопроекте "О правах граждан на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации" была предпринята попытка установить правовые основы отношений в природопользовании (в рассматриваемом контексте), в том числе основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования соответствую-щих средств. Данный проект принят не был;
- законопроект "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов" предполагал устано-вить, что плательщиками рентных платежей должны были признаваться организации и индивидуальные предприниматели, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке предоставлено право пользования природны-ми ресурсами. Проект имел ограниченную сферу действия и объектами рентных платежей признавал лишь углеводородное сырье, цветные металлы, руды черных металлов и драгоценные камни <1>. Кроме того, размер рентных платежей опреде-лялся как 70 процентов от размера платежной базы рентных платежей <2>.
--------------------------------
<1>