Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 95. Оценка лесов

1. Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

2. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 2 статьи 95


<Статья 94 | Статья 95 | Статья 96>

Научно-практический комментарий:

Оценка лесов находится в стадии становления и формирования. Необходимо разработать критерии такой оценки ис-ходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно части 1 комментируемой статьи оценка лесов предполагает:
а) оценку лесных участков;
б) оценку имущественных прав, возникающих при использовании лесов.
Фактически это два вида оценки, связанные между собой только целью денежной оценки имущественных прав. Иму-щественные права либо иные права, имеющие денежную оценку, могут быть вкладом в имущество хозяйственного товари-щества или общества (ст. 66 ГК РФ (часть первая)). В первом случае необходимость оценки вытекает из возможности за-ключения договора купли-продажи лесных насаждений, во втором при аренде лесных участков для различных видов лесо-пользования, предусмотренных ЛК РФ.
Комментируемая статья содержит прямую отсылку к специальному закону с формулировкой, что оценка лесов "осу-ществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Россий-ской Федерации". Согласно этому Закону оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными дого-ворами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нор-мативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оце-ночной деятельности. Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной дея-тельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. К иным также отне-сена кадастровая стоимость (см. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)").
Надо сказать, что часть вторая комментируемой статьи утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Она гласила, что "для целей настоящего Кодекса может определяться кадастровая стоимость лесных участков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Однако статья 81 ЛК РФ "Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных от-ношений" сохраняет положение о том, что "установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков" является как раз полномочием названных органов. Следует ли рассматривать это как внутренние противоречия норм ком-ментируемого Кодекса, или же всего лишь как техническую помарку. Другой причиной такой неопределенности может быть и определение лесного участка как земельного участка, что, вне всякого сомнения, размывает определение права собствен-ности на лесные участки. Законодатель не предусматривает право частной собственности на лесной участок, однако данная конструкция "хлипка", если даже Конституцией РФ предусматривается частная собственность на землю (а в Гражданском кодексе РФ (часть первая) и Земельном кодексе РФ уточняется понятие "земельный участок").
В статье 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный кадастровый учет лесных участков предусматривается для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними (ст. 4.1 этого же Закона до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведе-ния государственного кадастрового учета).
Однако кадастровый учет лесов может служить основой и для определения кадастровой стоимости лесов, а затем и кадастровой оценки лесов. В целях проведения аналогии можно обратиться к Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 (ред. от 17.09.2007) "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", согласно п. 13 которой при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В нашем же случае, видимо, по замыслу федерального законодателя и Правительства РФ до момента подготовки до-кументов по реализации мероприятий по определению критерия кадастровой стоимости - оценки (если вообще планируются такие мероприятия) будет применяться оценка лесов на основе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Правда, остается один вопрос - кем будут оплачиваться мероприятия по оценке лесов.
На уровне субъектов Российской Федерации по-прежнему сохраняется кадастровая оценка лесов, правда, через оценку земель лесного фонда. Так, Постановлением правительства Ленинградской области от 15.08.2005 N 202 "Об утверждении результатов первого этапа государственной кадастровой оценки земель лесного фонда на территории Ленинградской области" кадастровая стоимость одного гектара лесных земель в составе земель лесного фонда на территории Ленинградской области устанавливается в размере 2060 рублей как основа определения показателей кадастровой стоимости лесных земель в пределах территории Ленинградской области.
Можно также привести примеры разнохарактерных нормативных правовых актов, регулирующих порядок кадастро-вой оценки земель лесного фонда: Постановление губернатора Хабаровского края от 31.03.2003 N 99 (ред. от 29.02.2008) "О мероприятиях по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Хабаровском крае на 2003 - 2011 годы"; Постановление Администрации Архангельской области от 09.12.2008 N 268-па/46 "Об утверждении удельного показателя кадастровой стоимости земель лесного фонда Архангельской области "(1. Утвердить удельный показатель кадастровой стоимости земель лесного фонда Архангельской области по состоянию на 1 января 2008 года в размере 3010 рублей за 1 гектар); распоряжение правительства Тюменской области от 01.08.2005 N 447-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Тюменской области"; Постановление Администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области".

Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

Комментируемая глава 12 посвящена правовому закреплению механизма государственного контроля и надзора за со-блюдением лесного законодательства.