Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) с комментариями к статьям

Статья 96. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 96. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана)

1. Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2.1. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

2.2. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 2.2 статьи 96

3. Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;

14.1) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

14.2) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

15) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

3.1. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране".

3.2. Государственные органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), и указанные в части 2.1 настоящей статьи государственные учреждения приобретают специальные средства, служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".

3.3. Правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), определяются Правительством Российской Федерации.

3.4. Перечень и предельная численность должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в часть 3.5 статьи 96 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3.5. Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Государственному лесному инспектору, лесничему выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.

5. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

6. Утратила силу с 1 августа 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст части 6 статьи 96


<Статья 95 | Статья 96 | Статья 97>

Научно-практический комментарий:

В части 1 комментируемой статьи определяется цель введения системы контроля и надзора, которая обусловлена не-обходимостью слежения за законностью соблюдения лесного законодательства.
В части 2 комментируемой статьи указывается, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются орга-нами государственной власти в пределах своих полномочий, а именно пункт 2.1 данной части предусматривает, что такими полномочиями наделяются государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности правового положения которых закрепляются постановлением Правительства Россий-ской Федерации.
Далее в пункте 2.1 части 2 статьи 96 дается отсылка к части 1 статьи 83 комментируемого Кодекса, где закреплены правовые основы для осуществления на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора. В ней указывается, что полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако часть 2 статьи 83 закрепляет, что такие полномочия не передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что правом осуществления государственного лесного контроля и над-зора наделяются специальные должностные лица: государственные лесные инспектора и лесничие. Следовательно, иные должностные лица такого права не имеют. Все действия указанных должностных лиц должны быть направлены исключи-тельно на пресечение и предотвращение нарушений лесного законодательства.
Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспекто-ра, лесничие), имеют право:
1) пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства <1> (исходя из данного пункта основным кон-трольным мероприятием является проверка соблюдения лесного законодательства участниками лесных правоотношений);
--------------------------------
<1> Плановые и внеплановые проверки при осуществлении государственного лесного контроля и надзора на террито-риях лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, проводятся по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.

3) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков (акт - это письменный документ, составляется по результатам проведенной проверки и представляется в обязательном порядке для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуще-ствляющим использование лесных участков);
4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нару-шений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки (в результате выявленных нарушений составляется предписание <1>, в котором должно быть указано, что нарушено и в какие сроки необходимо устранить данное нарушение. Более того, государственный инспектор и лесничий также наделяются правом слежения за исполнением составленного предписания в указанный в нем срок).
--------------------------------
<1> Предписание - это обязательный для исполнения акт, который выдается по результатам контрольных мероприя-тий, при выявлении нарушений лесного законодательства.

5) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание (помимо проверок государственные инспектора и лесничие имеют право осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание. Досмотр должен проводиться исключительно с целью выявле-ния нарушений лесного законодательства. Досмотр осуществляется на основании статьи 27.9 Кодекса об административных правонарушениях и может производиться как в присутствии лица, в ведении которого находится транспортное средство, так и в его отсутствие. Задержание осуществляется при выявлении в результате досмотра нарушений законодательства, требующих сбора дополнительной информации или иных следственных действий. По результатам досмотра составляется протокол о досмотре);
6) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защи-ту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выяв-ленных нарушениях (в данном пункте закрепляется обязательная письменная форма уведомления граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесных участков, а также осуществляющих охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение);
7) предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции (указанные должностные лица также на-делены правом обращения с исковыми заявлениями от лица государства в суд в установленном законом порядке);
9) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие органи-зации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки соответствующих заключений (при необходимости или при невозможности самостоятельного проведения всех необходимых экспертиз государственный ин-спектор и лесничий наделены правом привлекать для участия в проведении контрольных мероприятий сторонних экспертов (научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров), которые по результатам готовят соответствующие заключения);
10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права (перечень полномочий должностных лиц, осуществляющих лесной контроль и надзор, в Кодексе не является исчерпывающим, следовательно, они имеют воз-можность осуществления дополнительных, не установленных законом действий. Обязательным условием таких действий является то, что они должны быть направлены исключительно на предотвращение нарушений лесного законодательства).
В пункте 3.1 комментируемой статьи закрепляется право должностных лиц при осуществлении государственного лес-ного контроля и надзора носить при себе, хранить и при необходимости применять специальные средства, служебное ору-жие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" и специальным постановлением Правительства Российской Федерации. Приобретение установленных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".
Часть 4 закрепляет, что государственные лесные инспектора и лесничие при осуществлении лесного контроля и над-зора должны иметь служебное удостоверение (форма удостоверения государственного инспектора утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11.06.2002 N 358). Помимо служебного удостоверения отличительными признака-ми должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор в сфере лесного законодательства, является служебная форма одежды (Перечень форменной одежды работников лесного хозяйства утвержден Приказом Рослесхоза от 14.12.2005 N 331). Важно отметить, что отсутствие служебной формы одежды при наличии служебного удостоверения не является основанием для лишения права осуществления государственного лесного контроля и надзора.
Часть 5 комментируемой статьи закрепляет обязательность исполнения участниками лесных отношений, решений ор-ганов власти, осуществляющих государственный контроль и надзор, а также судебный порядок обжалования их решений и действий.
В части 6 закрепляется, что детально порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанав-ливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (в ред. от 26.02.2009) "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора".
В этом Постановлении указывается, что органами государственного лесного контроля и надзора являются: Федераль-ная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет непосредственно и через свои тер-риториальные органы государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесо-парков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территори-альные органы государственный лесной контроль и надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Юридические лица и граждане, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному лесному контролю и надзору, обязаны обеспечивать государственным лесным инспекторам доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.